Расходы на рекламу: настоящие или будущие?

| статьи | печать

Основной вид деятельности нашей компании — продажа лекарственных препаратов. До момента продажи нового продукта на территории Российской Федерации мы проводим его регистрацию в государственных органах. Без регистрации не могут осуществляться продажи. Регистрация может проходить довольно длительное время — 1—2 года. Одновременно проводится промоционная кампания (реклама в специализированных изданиях, конференции и т.п.) по новым продуктам.

Как правильно квалифицировать расходы на рекламу в целях бухгалтерского и налогового учета: как расходы будущих периодов или их можно списывать на расходы в момент совершения операции?

 

Расходы организации, связанные с рекламой товаров, являются коммерческими расходами организации и относятся к расходам по обычным видам деятельности (п.5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). При этом коммерческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99).

Однако в рассматриваемой ситуации для обеспечения отражения в отчете о прибылях и убытках расходов с учетом их связи с полученными доходами (п. 19 ПБУ 10/99, п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н) целесообразно до начала реализации нового вида продукции (товара) отражать расходы на его рекламу на счете 97 «Расходы будущих периодов».

В целях исчисления налога на прибыль рекламные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании ст. 264 НК РФ.

Дата признания расходов определяется в порядке, установленном ст. 272 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Поскольку рекламные расходы относятся к будущей реализации товаров, то данные расходы будут уменьшать бухгалтерскую прибыль после начала реализации товаров.

Кроме того, следует учитывать, что расходы можно принять к учету только при соответствии их требованиям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ: обоснованность, документальная подтвержденность, осуществление их для деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованными расходами являются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Экономическая оправданность расходов часто является причиной споров с налоговыми органами. Дело в том, что контролирующие органы слишком широко толкуют это понятие. Вот только некоторые причины признания расходов необоснованными:

·         они не привели к получению доходов в налоговом (отчетном) периоде;

·         в результате их осуществления компания получила убыток;

·         размер расходов не соответствует финансовому состоянию дел организации;

  • произведенные расходы не связаны с основными видами деятельности компании и т.д.

Поэтому существует риск того, что у контролирующих органов может возникнуть вопрос об экономической целесообразности понесенных расходов по рекламе товаров, реализация которых начнется через 1—2 года.

Этот факт говорит в пользу того, что указанные расходы целесообразно признавать в налоговом учете в том же порядке, что и в бухгалтерском учете, то есть после начала реализации товаров.