Одни подходы к управлению затратами оказываются неэффективными, другие — слишком общими, сфокусированными на одностороннем их снижении и не содержащими конкретной информации для принятия решений. Поэтому взгляд на управление затратами с точки зрения технологии производства отдельного продукта позволяет не только получить реальный эффект от снижения затрат, но и раскрыть имеющиеся резервы.
Обычно воспринимается рост затрат, который проявляется на уровне симптомов. Величина затрат изменяется часто, информация быстро устаревает. Попытки снижения величины затрат, то есть поиски решений на уровне симптомов, не дают желаемых результатов, так как ситуация уже наступила, требуются быстрые решения по ее изменению в условиях ограниченного времени.
Это выглядит как борьба с пожаром и представляет собой расчетные мероприятия, проводимые скорее для отчета, но не решающие проблем по существу. Такой подход к снижению затрат может стать существенным ограничением в развитии предприятия.
За ростом затрат ступенькой ниже стоят процессы, порождающие его: процессы производства продукции и его снабжения, обеспечения ресурсами (материальными и человеческими), технология изготовления продукции. Процессы долгое время остаются неизменными, стабильными. Снижая затраты на уровне этих процессов, можно получить реальный эффект.
Такой подход связан с пересмотром нормативов расходов ресурсов и времени изготовления продукта, c поиском новых материалов и технологий, он приводит к конструктивным решениям. Участие в этом процессе технологов, конструкторов, специалистов службы снабжения и сбыта и других специалистов предприятия позволяет естественным путем уйти от старых методов и с помощью новых, нетрадиционных раскрыть потенциал роста результативности (прибыльности).
Проблемы производственников
Руководители высшего и среднего производственного звена ряда предприятий обычно считают, что первоочередного внимания и решений требуют оборудование, технологии и производство, а уже потом маркетинг, оборотные средства, финансирование, сырье и материалы.
В числе главных проблем и связанных с ними потерь единодушно называют несвоевременное обновление оборудования и полное отсутствие инвестиций. Недостаточная оснащенность производства, неэффективное использование основных средств, устаревшая производственная система, нерациональные технологические решения производства мешают достижению желаемого качества продукции.
В области организации производства специалисты предприятий видят основные проблемы в простоях из-за переналадки оборудования, несвоевременной поставке необходимого сырья, материалов и комплектующих. Кроме того, отмечают медленный процесс разработки, освоения и включения новых продуктов в программу производства и сбыта.
Названы также отсутствие согласованности в планировании программы производства и сбыта и недостаточный обмен информацией с финансово-экономической службой, то есть проблемы несогласованности работы.
Отчасти указанные проблемы обусловлены тем, что основное производство не связано с рынками и конкурентами и не знает их требований, оно ориентировано на выполнение заданий по объему выпуска продукции. При этом часто подстраивается под ритм работы службы снабжения. Производятся только те виды продукции, для которых есть сырье и материалы на складе. А намеченный к выпуску ассортимент, нужный клиентам, не производится.
В результате нерационально и неэффективно используются ресурсы, замедляется движение денежных средств, а на выходе цепочки «снабжение — производство — сбыт» получаем не всегда конкурентоспособный продукт.
Эффективность производства продукции (соотношение между используемыми ресурсами и производимой продукцией) требует от производственников ответов на вопросы:
· Что и как мы производим?
· Приносит ли это доход?
· Стоит ли производить эти продукты дальше?
Чтобы ответить на них, нужно владеть детальной информацией о процессе изготовления отдельных продуктов и создания дохода. Важно знать не только совокупную сумму затрат, общий выпуск и прибыль, но и от каких факторов зависит величина затрат и за счет каких факторов получен прирост прибыли по каждому продукту. Ведь эффективность производственного процесса предполагает приспосабливание ресурсов предприятия к изменениям внутренних и внешних условий. Поиск выгодных комбинаций появляется при сравнении информации о ресурсах и продуктах. Информация о взаимосвязях производственного процесса — самый ценный ресурс управления. Основной ее источник — затраты и доходы (производимый продукт).
При этом важно рассчитывать влияние различных факторов на прибыль.
Факторы, влияющие на изменение экономической ьэффективности
Критериями оценки производства (продукта) служат эффективность и производительность. Эффективность использования средств техники и организации определяется соотношением стоимости полученной продукции (услуг) и совокупных затрат ресурсов. Эта величина относительная, охватывает как денежные, так и натуральные величины и может относиться к группе продуктов, цеху, отделу, проекту.
Производительность (результативность) используется для того, чтобы элиминировать влияние ценового фактора и выделить реальные экономические, то есть натуральные, компоненты эффективности (измеряемые в физических величинах). Общая производительность как отношение результата к затратам или объема выпуска к издержкам (в натуральном выражении) состоит из двух компонентов: натурального — производительности (как технической комбинации производственных факторов) и денежного — результативности (прибыльности) хозяйственных решений относительно производственной программы. Издержки на единицу продукции зависят от норм расхода и цены данного вида ресурса.
Критерий прибыльности позволяет сделать выбор производственной программы и управлять ею, а также определять
количественные взаимосвязи (см. схему 1) между производственными факторами, участвующими в производстве. По схеме взаимосвязей можно анализировать отдельные виды и всю номенклатуру выпускаемой продукции.
Экономист-аналитик может дать сравнительную оценку издержек «на входе» и результатов «на выходе», измерить их во времени с помощью многофакторного анализа.
При анализе выпускаемой продукции можно выявить 5 факторов, влияющих на прирост прибыли в процессе производства: цена ресурсов и продукта, изменение объемов производства, издержки и техническая эффективность.
Такой анализ делает наглядным основные источники сверхнормативных потерь, позволяет сопоставлять различные варианты технологического процесса, находить выгодные сочетания ассортимента продукции (цена и качество), которые лучше соответствуют платежеспособному спросу и обеспечивают прибыль в течение длительного времени.
Практические результаты расчетов
Чтобы выявить причины, повлиявшие на отклонения в прибыли по продукту, нужно проследить и проанализировать процесс производства продуктов не только с точки зрения его стоимостной оценки, но и на основе данных о количественном использовании ресурсов, объема продуктов и времени (нормативов).
При этом можно рассчитывать влияние на прибыль различных факторов:
· цен ресурсов и продуктов;
· объемов производства в натуральном выражении;
· издержек;
· производительности.
Измерить влияние данных факторов на доходность (прибыльность) и эффективность производства конкретного типа продукта позволяет многофакторный анализ его финансового результата по отдельному типу продукции.
Он помогает из общего отклонения выделить не связанные с процессом производства колебания цен продукта и ресурсов и получить характеристику производственного процесса по изменениям в использовании ресурсов и технической эффективности производства.
Смысл приведенного подхода и инструментария анализа состоит в оценке эффективности производства отдельного продукта для того, чтобы понять, что с ним делать дальше.
Практические результаты анализа продукции одного из предприятий приведены в таблице 1.
В нижней части таблицы 1 представлены сравнительные результаты расчетов факторов, повлиявших на изменение результатов (доходности) производства продукта за анализируемый период в процентах и стоимостном выражении. Стоимость одного нормо-часа определяется отношением себестоимости единицы продукции ко времени ее изготовления (нормо-часы).
Результаты расчетов показывают, что на общий прирост прибыли в сентябре по сравнению с августом (3369,2 тыс. руб.) повлияли следующие факторы:
внешние факторы: повышение цены продукта на 1,7% при неизменном объеме его производства способствовало приросту прибыли на 24 292 тыс. руб.;
внутренние факторы: повышение цены издержек (стоимости 1 нормо-часа на 2,02%) при неизменной трудоемкости (технической эффективности производства) привело к росту издержек производства и соответственно снижению прибыли на 20922,8 тыс. руб. (табл. 1).
Совокупное влияние приведенных факторов вызвало рост прибыли на 3369,2 тыс. руб.
Измерение эффективности производства нового продукта
Особенно актуален приведенный подход при планировании выпуска нового продукта. Ведь производство должно само определять продукты, которые следует производить, а не подстраиваться под снабжение.
Для этого нужно сравнить затраты на его производство с затратами на выпуск других продуктов и понять, насколько эффективнее можно его производить. Прежде всего речь идет о росте технической эффективности или производительности всех ресурсов, что должно проявиться в снижении времени изготовления продукта, или его трудоемкости.
Также возникают вопросы: в каком объеме производить продукт и по какой цене его продавать; из какого сырья и материалов; готова ли служба снабжения обеспечить производство нового продукта по нужной цене; какую долю сырье и материалы будут занимать в его цене?
Так отслеживается обратная связь со снабжением. Расчеты эффективности производства нового продукта приведены в таблице 2.
Многофакторный анализ финансового результата по новому продукту позволяет установить, от каких факторов (изменение объема выпуска, издержки, цена на продукцию) зависят доходность и эффективность производства данного типа продукта. Он помогает из общего отклонения выделить не связанные с процессом производства колебания цен продукта и ресурсов и получить характеристику производственного процесса по изменениям в использовании ресурсов и технической эффективности производства.
В базовом периоде предприятие производило продукт 1, а в отчетном — дополнительно новый, более дорогой продукт 1А. В нижней части таблицы представлены сравнительные результаты расчетов. В колонке «Новый продукт» (продукт 1А) приведены данные о факторах, повлиявших на изменение результатов (доходности) производства двух продуктов в отчетном году по сравнению с производством одного продукта в базовом периоде, в процентах и стоимостном выражении.
На общий прирост прибыли в июле (53109,4 тыс. руб.) повлияли следующие факторы:
1)рост объемов производства в натуральном выражении на 27% привел к приросту прибыли на 10639,2 тыс. руб.;
2) повышение цены продук-та 1 на 49% в совокупности с ростом объемов его производства способствовало приросту прибыли на 133 596 тыс. руб.;
3) увеличение производительности в результате превышения роста объемов производства над ростом величины издержек (себестоимости) (27% – 22%) привело к росту прибыли на 8,667 тыс. руб.;
4) рост издержек производства (себестоимости) на 22% повлиял на снижение прибыли на 99 793 тыс. руб.
Совокупное влияние приведенных факторов вызвало рост прибыли на 53109,4 тыс. руб. Этот прирост прибыли распадается на две составляющие: прирост прибыли при производстве прежнего продукта (34 115 тыс. руб.) и прирост прибыли за счет дополнительного включения в программу нового продукта (18 995 тыс. руб.).
В колонке «Сравнение двух продуктов» сравниваются эффективность производства и доходность продукта 1 за два периода. Так, на рост доходности производства данного продукта на 34114,6 тыс. руб. оказали влияние те же факторы.
В этой же колонке дан результат от производства нового продукта 1А (прибыль в размере 18 995 тыс. руб.).
Таким образом, общий прирост прибыли с учетом производства нового продукта составил 53109,4 тыс. руб., их них 18 955 тыс. руб. прибыли принесло производство нового продукта.
Следовательно, включение производства нового продукта оправдало себя экономически.
Сравнительные результаты по двум цехам
Интерпретация результатов расчетов всегда зависит от производства и самого продукта. Если к продукту предъявляются жесткие технологические требования к качеству, то замена оборудования и обновление технологии должны происходить часто (возможно, каждые 2 года). В таком случае выявление факторов, повлиявших на финансовый результат, необходимо, чтобы принимать решения об объемах выпуска того или иного продукта и понимать, по каким ценам его можно продавать. Иногда правильное размещение оборудования позволяет сократить издержки производства.
Приведем пример использования описанного выше метода для анализа результатов изготовления различных модификаций продукта (продукты А, В, С и D) в двух цехах по различным технологиям.
Результаты анализа по двум цехам приведены в таблице 3. Сравнительные расчеты показывают, что ситуация по продукции, произведенной в цехе 2, складывалась несколько иначе, чем в цехе 1 за тот же период.
В цехе 1 ситуация складывалась следующим образом: выросла цена продуктов А и В и затраты на ее изготовление (увеличивалась стоимость 1 н/ч). Влияние роста цен на продукцию (благоприятная конъюнктура на рынке, внешний фактор) принесло больше доходов по сравнению с тем, что предприятие потеряло от роста затрат на ее изготовление. Совокупное влияние двух факторов привело к приросту прибыли на сумму 3369,2 тыс. руб.
В октябре по сравнению с сентябрем на общий прирост прибыли в размере 33112,041 тыс. руб. повлияли те же факторы.
Сравнение результатов (прироста прибыли) по продукту В за сентябрь и октябрь показывает, что получен он только за счет роста цены продукции.
В цехе 2 при производстве продукта С предприятие потеряло практически 17 млн руб. прибыли в сентябре по сравнению с августом и в октябре по сравнению с сентябрем. Повлияли на это следующие факторы.
В сентябре по сравнению с августом увеличилась стоимость 1 н/ч (на 9,3%) и выросла цена продукта (на 5,59%). Это привело к росту издержек почти на 52 млн руб. и росту доходов от продукта на 35 млн руб. В совокупности влияние этих факторов привело к тому, что предприятие недополучило прибыли от данного вида продукции на сумму 16 908 тыс. руб.
В октябре по сравнению с сентябрем по этому виду продукта недополучена практически такая же сумма прибыли. Влияние на эту сумму оказали те же два фактора. Падение цен на продукт на 3,58% привело к снижению прибыли на 23,728 млн руб. А снижение стоимости 1 н/ч на 1,15% способствовало росту прибыли на 7,018 млн руб. В результате совокупного влияния этих двух факторов недополучено почти 17 млн руб. прибыли.
Аналогичным образом можно прокомментировать результаты анализа по другим продуктам.
Приведенный пример говорит о том, что подходы к снижению затрат следует искать в изменении производительности труда (трудоемкости), технических характеристиках производства, способах его организации и нормах расходования ресурсов на единицу продукции (в нашем случае стоимости 1 н/ч), что вполне подвластно руководителю и специалистам предприятия.