Проблем хватает и на третий уровень

| статьи | печать

Российская система образования находится в самом центре общественного внимания, ведь она затрагивает практически все слои населения. От ее развития зависит состояние рынка труда, научной и социальных сфер да и всей экономики страны в целом. Бизнес-сообщество уже несколько лет бьет тревогу и проявляет инициативу в вопросах образования и подготовки кадров. Теперь Правительство России активно занялось реформированием образования. Однако оценить результаты нововведений можно будет не ранее чем через 6—8 лет.

 

Курс на Европу

Несомненно, самым заметным событием минувшего года стало принятие Закона о переходе на двухуровневую систему образования. Смысл данной системы заключается в том, что после 3—4 лет в бакалавриате учащийся сам выбирает, сдать ли ему экзамены в магистратуру и через 2 года стать специалистом более высокой квалификации либо выйти на рынок труда с имеющимися знаниями и быть рядовым сотрудником. Это нововведение вступает в силу практически во всех вузах с 1 сентября 2009 г. Студенты медицинских, военных и технических вузов будут по-прежнему учиться 5—6 лет.

Главным достоинством двухуровневой системы образования станет признание российских дипломов за границей, а именно в странах Болонской конвенции (их уже более 50).

Об этом значительном событии и других достижениях в области образования за 2007 г. рассказал министр образования Андрей Фурсенко на итоговой коллегии Минобрнауки России.

Однако нужно учитывать, что при переходе на европейскую систему обучения учащимся придется сдавать экзамены дважды, что, как считают многие преподаватели и чиновники, значительно повысит уровень коррупции в вузах. Кроме того, если даже сейчас после 5—6 лет обучения знания и навыки студентов оставляют желать лучшего, то что следует ожидать от будущих бакалавров, которые будут учиться только 3—4 года?

 

На самом деле…

Проблем хватает и без двухуровневой системы образования. Так, участники организованной ТПП РФ конференции «Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы» представили свое видение взаимодействия высшей школы с рынком труда, социального партнерства в области подготовки кадров и т.д.

По мнению Алексея Шулуса, председателя Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию, качество высшего образования сегодня зависит от качества образовательных программ, учебно-методического обеспечения, материально-технической базы, управления учебным процессом, профессорско-преподавательского состава (ППС), степени мотивированности студенческого контингента и интеграции образовательной системы и работодателей. Эти факторы требуют пристального внимания, и теперь все уже привычные задачи нужно решать в рамках новых стандартов обучения.

Рынок труда специалистов характеризуется не только недостаточным качеством их профессиональной подготовленности, но и недостаточным количеством.

Вера Гринько, начальник отдела планирования и оптимизации сети учреждений, структуры подготовки специалистов и содействия в трудоустройстве выпускников Рособразования, считает, что 2 основных фактора, оказывающих влияние на российскую систему образования, — это тяжелая демографическая ситуация и новые потребности в трудовых ресурсах в связи с реструктуризацией экономики.

Так, ежегодный приток выпускников 9—11-х классов в вузы снижается на 10—15%. Причем самый пик падения, согласно прогнозам, еще впереди — он приходится на 2017 г.

 

Что есть и что будет

В прошлом году Минобрнауки России определило потребность отечественной экономики в кадрах с начальным средним и высшим профессиональным образованием вплоть до 2015 г. В связи с этим прогнозом были сформированы цифры приема в вузы, училища, техникумы и колледжи на текущий год: планируется увеличить прием учащихся в области здравоохранения, строительства и приборостроения, сократив количество бюджетных мест по ряду гуманитарных профессий, не востребованных на рынке труда, — юристов, экономистов, педагогов.

Но не стоит думать, что ситуация в сфере образования хуже некуда. Меры принимаются. В прошлом году было принято более 20 нормативных правовых актов, направленных на модернизацию образования и науки. Это позволило повысить доступность среднего и высшего профессионального образования за счет введения Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Более строгой стала аттестация научных и научно-педагогических кадров.

Кроме того, уже четвертый год реализуется приоритетный нацпроект «Образование», направленный на ускоренную модернизацию высшей школы, внедрение усовершенствованных образовательных программ и интеграцию образования и науки. Его главное достоинство — ощутимая финансовая поддержка вузов со стороны государства. К примеру, объем финансирования из федерального бюджета в 2006 г. составил 5 млрд руб., в 2007 г. — 15 млрд и 20 млрд руб. — в 2008-м.

Чтобы получить финансирование, вузам необходимо было представить свою инновационную образовательную программу, которая должна быть реализована в течение 2 лет, и применять новые учебно-методические материалы, обеспечивать интеграцию образования и науки. Проще говоря, представленная программа должна была решить большую часть проблем, существующих в современной отечественной системе образования.

 

В борьбе за финансы

Согласно утвержденному Минобрнауки России порядку отбор победителей производился в 2 этапа. На первом этапе заявки рассматривались независимой экспертной комиссией, сформированной Федеральным агентством по образованию. На втором этапе отбор осуществляла созданная Минобрнауки России конкурсная комиссия, в которой в равной степени были представлены бизнес, научное сообщество и государственные органы.

В ходе проведения конкурса все члены конкурсной комиссии знакомились со всеми заявками участников и представляли собственный анализ закрепленных за ними заявок вуза-финалиста. За ней также было закреплено право на изменение объемов финансирования в размере до 5% от размера, запрошенного вузом в заявке. Вузы также были связаны обязательствами по софинансированию своих проектов.

Так, на заседании конкурсной комиссии, которое состоялось в феврале, исполнительный вице-президент РСПП Андрей Свинаренко высказал сомнение по поводу дальнейшей поддержки тех высших учебных заведений, которые не выполнили своих обязательств.

На первом этапе программы — в 2006—2007 гг. — победителями стали 17 вузов, на втором — в 2007—2008 гг. — еще 40. Помимо этого, предоставленные вузам-победителям субсидии рассчитаны на приобретение лабораторного оборудования, разработку и приобретение программного и методического обеспечения, повышение квалификации ППС и т.д.

Правда, на недавно прошедшем заседании конкурсной комиссии было решено считать первый этап программы завершенным и прекратить финансирование участников. Это вызвало некоторое недоумение. Да, программа выполнена и выполнена успешно, но только ее успех пока не определил благополучия на рынке труда.

 

Работа продолжается

Не забыли и о тех, кто не выиграл конкурсов и не получил финансовой поддержки. Не стоит думать, что в таких образовательных учреждениях ничего не изменится. Ведущими университетами страны на конкурсной основе разработано уже 66 проектов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения по уровням «бакалавриат» и «магистратура», которые будут внедрены во всех учебных заведениях.

Практическая работа по их созданию возглавляется лидерами нацпроекта. При этом для построения качественных образовательных стандартов большое значение имеет их ориентация на реальные стандарты профессиональной деятельности (см. «ЭЖ» № 42, стр. 33, № 49, стр. 35, за 2007 г.), которые также необходимо совершенствовать и создавать новые.

Например, по словам Юрия Тельнова, д.э.н., профессора Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, разработка проекта образовательного стандарта по направлению «прикладная информатика» осуществлялась параллельно с разработкой профессионального стандарта специалиста по информационным системам.

Глядя на все эти масштабные внедрения, разработки и финансирование, кажется, что проблем в образовании и на рынке труда быть не может. Однако они по-прежнему остаются.

Возможно, для того чтобы реформирование и преобразование системы образования дали свои результаты, нужно гораздо больше времени. Но при этом не стоит останавливаться, как только что-то начинает налаживаться. Ведь малейшие признаки улучшения отнюдь не означают, что дальше все устроится само собой. Необходимы новые национальные проекты и больше образовательных стандартов. А переход на двухуровневую систему образования еще должен доказать, что знания будут соответствовать диплому.