О пенсионной реформе, начатой в 2002 году, пока больше разговоров, чем реального эффекта. Дыра в Пенсионном фонде увеличивается, и залатать ее придется за чей-то счет. Очевидно, что, для того «чтобы где-то прибыло, нужно, чтобы где-то убыло», а вот сколько взять, и у кого, и как это сделать наименее безболезненно, рассуждает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений ГОНТМАХЕР.
Где взять деньги для пенсионеров, вопрос уже риторический. Можно, например, потратить на это деньги из Фонда национального благосостояния, но это не выход. Любой фонд — вещь конечная: сегодня есть, завтра нет, а пенсионной системе нужны постоянные источники дохода, потому что через 2—4 года деньги закончатся. Взять и поделить, конечно, можно, только по закону пенсии снижать нельзя, и нужны постоянные источники пополнения. Сегодня это ЕСН, федеральный бюджет и пенсионные взносы самих людей.
Пенсионные взносы: имеем недоверие
Россияне до сих пор ждут манны небесной, а ведь ни в одной стране мира государство не обеспечивает пенсию размером 60% от зарплаты. В развитых странах, где нормальный коэффициент замещения 50—60%, государство предоставляет то, что мы называем «базовой пенсией», — максимум на уровне прожиточного минимума, а остальные ее составляющие — пенсионные взносы работников и работодателей, которые, как правило, на паритетных началах (50/50) вносят деньги в пенсионные фонды. Кроме того, работник самостоятельно вносит деньги в один из частных пенсионных фондов, выбрав наиболее подходящую схему предлагаемых услуг. Эти 3 части и составляют приличную западную пенсию.
В России такой культуры накоплений нет. Конечно, это во многом объясняется социальными потрясениями, которые произошли в нашей стране за последние 15—20 лет. Тем не менее нужно констатировать, что те, кто уже вышел на пенсию, обречены получать и в будущем не более 30% от своей бывшей зарплаты. А вот для тех, то родился после 1966 г. и имеет накопительную часть, должно быть предложено многообразие пенсионных схем, максимально благоприятных в плане налогообложения.
Чтобы стимулировать тех, кто работает, Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект о бюджетном софинансировании добровольных индивидуальных пенсионных отчислений. Согласно этому документу государство предлагает гражданам на каждую добровольно вложенную в любую управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд 1 тыс. руб. добавлять столько же (но не более 10 тыс. руб. в год). А работающим пенсионерам, отказавшимся от получения пенсии, увеличивать государственное софинансирование аж на 300% (но не более 30 тыс. руб. в год)!
Идея хороша, но как всегда с воплощением ее в жизнь — проблемы. Если закон будет принят в таком виде, мало кто будет участвовать в этой программе.
Во-первых, главный недостаток в том, что для пополнения счета нельзя использовать наличные деньги — 1 тыс. на 1 тыс. можно получить, только если ее перечислит бухгалтерия по месту работы. Таким образом, программа исключает и ПБОЮЛ, не имеющих бухгалтерии, и временно неработающих, а также домохозяек, за которых могли бы платить, например, состоятельные мужья.
Во-вторых, необходимы преференции как для хорошо обеспеченных, так и для получающих маленькую зарплату. Например, бизнесменов можно завлечь в программу, предложив не 10 тыс. руб. на 10 тыс., а, например, за каждые 50 тыс. доплачивать государственные 30 тыс. А тем, у кого зарплата маленькая, например 5 тыс. руб. (очевидно, что 10 тыс. в год для них непосильно), на каждые 100 руб. взноса можно доплачивать 500 — тогда имеет смысл выкраивать эти 100 руб. для участия в программе.
Кстати, и работающим пенсионерам вряд ли захочется переводить средства: мало того, что пенсия откладывается, так еще дополнительные деньги вкладывать придется. И нет гарантии, что будет возможность пожить в свое удовольствие на заслуженном отдыхе. Пока в законопроекте зафиксирована норма, действующая в отношении тех, кто имеет обязательные накопительные счета: если человек не дожил до пенсии и умер, то деньги получают наследники, а если прожил на пенсии хотя бы день — они пойдут на выплаты оставшимся пенсионерам. Применение такой нормы для работающих пенсионеров сильно обессмысливает предлагаемую новацию.
Но если в отношении работающих людей еще есть немного времени для того, чтобы чего-то поправить, то что делать с нынешними неработающими пенсионерами? Придется разбираться с ЕСН, который, как известно, платит бизнес.
Сага о ЕСН. Кто крайний?
До 2005 г. ЕСН составлял 35,6%. Но потом базовую ставку снизили до 26% с зарплат до 280 тыс. руб. в год. На суммы с 280 тыс. до 600 тыс. руб. налог берется уже в размере 10%, а на все, что выше, — всего 2%. Эти меры были направлены на увеличение собираемости ЕСН и выведение зарплат из тени.
Сразу после снижения этого налога, по данным Федеральной налоговой службы, собираемые суммы снизились почти на 20%. Естественно, для того чтобы перестроиться, нужно было какое-то время, но ведь вплоть до сегодняшнего момента сильного повышения собираемости не наблюдается — рост ЕСН соответствует росту номинальной зарплаты. Это означает, что массового «обеления» тоже не случилось: 30—40% зарплат, в основном в малом бизнесе, так и остаются в тени.
А ЕСН — это те деньги, из которых складываются нынешние пенсии россиян. Сегодня из 26%, которые взимаются с фонда заработной платы в качестве базовой ставки ЕСН, 6 процентных пунктов идут в ФСС и федеральные и территориальные ФОМС, а остальные 20 процентных пунктов — на пенсионное обеспечение. 6 пунктов из этих 20 уходят в федеральный бюджет, и за счет этого финансируется базовая часть пенсии,14% поступает в Пенсионный фонд и распределяется между накопительной (6%) и страховой (8%) частями. У тех, кто родился до 1966 г., накопительной части нет, и все 14% идут в страховую часть, за счет которой также выплачиваются пенсии нынешним пенсионерам.
Однако сегодня дефицит страховой части бюджета Пенсионного фонда достиг уже порядка 200 млрд руб. Чтобы работать без дефицита, который сейчас покрывается из федерального бюджета, и одновременно существенно повысить пенсии, повышение ЕСН неизбежно. Если мы хотим иметь пенсии как на Западе — не меньше 40% от средней зарплаты, а в России от средней зарплаты (15 тыс. руб.) сейчас это около 6 тыс. руб. — из воздуха эти деньги не получатся.
Спасение утопающих. Что можно сделать?
К сожалению, отвертеться от повышения ЕСН скорее всего не получится, хотя в первую очередь это ударит по бизнесу. Поэтому, для того чтобы предприниматели окончательно не задохнулись под налоговым бременем, можно согласиться с пока еще неофициальным предложением Минздравсоцразвития о введении двухшкальной системы: все зарплаты до 600 тыс. облагаются налогом 26%, а превышение от ЕСН освобождается вообще. Это очень щадящий вариант по отношению к бизнесу. Действительно, на первых порах с тех, кто получает среднюю зарплату, налог будет выплачиваться не 10%, а больше, но если эти 600 тыс. индексироваться не будут, работодатели будут заинтересованы повышать людям официальные заработки. Правда, через несколько лет большая часть зарплат пересечет этот 600-тысячный порог и от положительного фискального эффекта мы снова перейдем к понижению.
Поэтому можно пойти другим путем, который более неприятен для бюджета, чем для бизнеса. 6 процентных пунктов ЕСН, которые идут на базовую часть пенсии, надо приплюсовать к тем 14%, которые идут на страховую и накопительную части, а базовую напрямую платить из федерального бюджета за счет других налогов. Тогда тем, кто уже вышел на пенсию, выплаты страховой части будут образовываться не из 14, а из 20 процентных пунктов ЕСН, и это позволит приблизительно на 30% повысить нынешние пенсии.
Но это означает, что федеральный бюджет возьмет на себя дополнительные обязательства в размере 6 процентных пунктов действующего пока ЕСН. Это в год примерно 0,5 трлн руб. В свете того, что доходная часть федерального бюджета 7,5—8 трлн, это довольно существенная сумма, но вполне подъемная. Можно вырезать ее из других статей, например оптимизировать военный бюджет, или меньше инвестировать в экономику, или пересмотреть межбюджетные отношения. Однако вряд ли Минфин решится столь радикально менять бюджетную политику.
Есть еще один вариант, при котором можно обложить работодателей дополнительным налогом, фактически обязать их, кроме 6 процентных пунктов ЕСН, которые идут сейчас в накопительную часть молодых работников, платить за этих работников дополнительно еще 6% от фонда оплаты труда в общую пенсионную копилку.
Таким образом, так или иначе бизнесменам придется поделиться. Впрочем, бизнесу вполне можно предъявить претензию, что шаг навстречу был сделан: снижена ставка ЕСН, а отдачи нет, поэтому и сетовать нужно на самих себя. Полагаю, что массового возвращения на исходные позиции, то есть возврата к традиции зарплат «в конвертах», не будет. Сегодня ситуация изменилась — налоговые службы работают намного жестче. Но вот приостановка бурного роста зарплат вполне может иметь место.
Выбор одного из перечисленных выше вариантов пополнения Пенсионного фонда или их комбинация — вопрос политической воли нового руководства страны.