Для среднего и малого российского бизнесмена рынок КНР — настоящая китайская грамота.
Прежде чем выходить на китайский рынок, для начала нужно его изучить. Однако судить о качестве продукции только по каталогам, информации из Интернета и переписке очень рискованно. А потому, изучив виртуальный рынок, следует познакомиться с реальным китайским производством.
Не стоит разочаровываться, если перед вами не промышленный гигант. Китайцы уже прошли стадию имитации и научились даже на простом производстве делать приличный товар. Тем не менее необходимо проверить стабильность предприятия — для этого можно обратиться в банк.
Российские предприниматели в Китае могут рассчитывать на полное правовое обеспечение своей деятельности. Ведь он, вступив в ВТО, привел свое законодательство в соответствие с международными нормами и стандартами.
Хотя с 1 марта 2003 г. в Поднебесной действует Закон о содействии малому и среднему бизнесу, все льготы иностранным инвесторам относятся в основном к тем, кто готов вкладывать серьезные деньги либо приносить с собой передовые технологии. По словам экспертов, для того чтобы зарегистрировать свое дело в КНР, требуется внести как минимум 200 тыс. долл. уставного капитала.
Наши предприниматели обходят это ограничение, оформляя в Китае компанию как представительство российской фирмы. Для этого головное предприятие должно работать не менее года и представить рекомендательное письмо из банка, в котором обслуживается. Причем в нем должна быть строка о хорошей репутации.
Единственный минус — представительство не может вести расчеты через свой расчетный счет и в договорах с клиентами указывает реквизиты головного офиса компании, а потом с него переводит деньги на свой расчетный счет.
Представительство платит только один 10%-ный налог на расходы. Налог с прибыли в Китае составляет 30%, но в свободных экономических зонах, которых здесь более 200, он равняется всего 15%. Если компания занимается производством, то в первые два года своей деятельности она освобождается от уплаты этого налога.