Крупные российские предприятия помимо расчетно-кассового обслуживания активно пользуются и другими банковскими услугами. Причем больше половины из них оценивают качество банковских услуг на достаточно высоком уровне. Однако это не относится к предприятиям малого бизнеса.
Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) недавно провело исследование с целью выяснить, какие банковские услуги являются наиболее востребованными среди ведущих российских компаний различных отраслей. В опросе участвовали руководители 2,2 тыс. крупных предприятий, работающих в разных регионах РФ, с численностью сотрудников свыше 500 человек. Их сфера деятельности распространяется на все основные сегменты современной российской экономики: от сельского хозяйства до авиастроения.
Результаты исследования показали, что более половины активных пользователей банковских услуг сосредоточены в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. За ними следуют Приволжский и Сибирский федеральные округа: здесь, помимо расчетно-кассового обслуживания (РКО), используются в основном банковские услуги кредитования и зарплатные проекты с пластиковыми картами.
В Дальневосточном федеральном округе напротив применяется минимальный набор дополнительных банковских услуг. Наиболее активные клиенты банков — предприятия, работающие в сфере торговли, строительства, электроники, металлургии и машино- и авиастроения (в этих секторах экономики менее 2,5% компаний не пользуются дополнительными банковскими услугами).
Надо отметить, что опрошенные руководители компаний довольно высоко оценивают качество получаемых банковских услуг. Так, 42,3% организаций оценили качество оказываемых им услуг выше среднего, а 11,2% — полностью удовлетворены уровнем корпоративного обслуживания.
Также в результате исследования было выявлено, что кроме РКО, которым пользуются все без исключения предприятия, наиболее востребованными банковскими услугами являются кредитование (45,8%), зарплатные проекты и пластиковые карты (42,9%). Менее популярны сегодня услуги по перевозке и хранению ценностей (11,7%) и депозитарное обслуживание (10,1%) (см. граф. 2). Интересно, что только 3% респондентов указали, что не пользуются никакими другими банковскими услугами, помимо РКО.
В августе прошлого года «ЭЖ» провела опрос (см. № 32 за 2007 г., стр. 5), целью которого было определение мотивации руководителей предприятий малого бизнеса при выборе того или иного кредитного учреждения. В ходе его выяснилось, что подавляющее большинство респондентов (72%) при работе с банком больше всего интересуют именно качественные характеристики РКО (например, скорость прохождения платежей).
Да и само качество предоставляемых финансовых услуг представители малых компаний оценивают достаточно критически. Чего стоят многочисленные жалобы и предложения по усовершенствованию работы кредитных учреждений, поступившие в редакцию в ходе опроса. Хотя справедливости ради следует сказать, что за пределами данного исследования преднамеренно остались предприятия малого бизнеса Москвы и Московской области.
Поэтому «ЭЖ» решила провести в текущем году новый опрос среди руководителей предприятий малого бизнеса всех российских регионов, включая Москву, и поставить перед ними вопросы, аналогичные тем, которые задавали своим респондентам эксперты НАФИ. Наша рабочая гипотеза такова: «Для большинства предприятий малого бизнеса интерес представляют лишь такие сферы банковских услуг, как РКО и кредитование». Опрос будет запущен на страницах «ЭЖ» уже в апреле этого года.