Власть расставила акценты в социально-экономическом развитии страны. Президент и наиболее вероятный премьер начертал главные ориентиры до 2020 года, а вице-премьер и наиболее вероятный новый Президент озвучил программу действий на ближайшую четырехлетку. Все это через пару-тройку месяцев найдет более строгое закрепление в Концепции развития России до 2020 года. Что ж, нужно присмотреться к заявленному.
Бывают документы (или речи), которые лучше читать (или слушать) с конца. К таковым относится программное выступление Дмитрия Медведева на V Красноярском экономическом форуме. Ну, начни он с «резюме» из 7 задач, которые он перед собой и страной намерен поставить, сразу бы напросилось скептическое «ну-ка, ну-ка?..».
С них и начнем:
1) преодоление правового нигилизма, повышение качества законов и эффективности правоприменения;
2) радикальное снижение административных барьеров; 3) снижение налогового бремени для стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал; 4) построение мощной и самостоятельной финансовой системы, которая в перспективе должна стать одним из столпов финансовой стабильности в мире, превращение рубля в одну из региональных резервных валют;
5) модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры, создание новой телекоммуникационной инфраструктуры будущего; 6) формирование основ национальной инновационной системы; 7) реализация программы социального развития.
Что особенного: первые 3 — знакомые «куплеты» давней «песни», остальные — поновее, но все равно знакомы. На первый взгляд здесь есть простор для массы каверзных вопросов (мы, журналисты, это обожаем). Да в том-то и дело, что, если читать его с начала, «подкопаться» почти невозможно, спорить не с чем — на всякую актуальную каверзу находится ответ.
Конечно, свобода, в частности экономическая, лучше несвободы. Совершенно необходимы и власть закона, и качественное законодательство, и независимые, справедливые суды, и радикальное изменение ситуации в правоприменении. Чиновники наконец должны осознать, что это они в работниках у народа, а не наоборот.
Само собой, надо дать бой коррупции.
Пора прекратить передел и травлю частной собственности, и уважение к ней должно стать одной из основ госполитики. Действительно, управление госкорпорациями надо повышать радикально, а потому нечего в них делать «свадебным генералам» от государства. Ясно, что только крупный бизнес современную экономику не поднимет, необходима активность средних и малых предпринимателей. И вообще, позарез нужен простор для частной инициативы, поскольку «ручным» управлением и точечными административными решениями передовую, инновационную, конкурентоспособную экономику не построить. И т. д… (см. стр. 3).
Все актуально, логично, стройно и напористо. Можно скептически заметить: мол, научились писать. Но довелось услышать и мнение, что по ряду пассажей выступление Д. Медведева идет даже вразрез с видением перспектив Президента. Это фантастично, что и обнадеживает.
Несколько лет назад, когда в экономику хлынули нефтедоллары и она пошла в рост, «ЭЖ» писала, что важен не сам по себе рост, а его качество. Сегодня власть заявляет, что энерго-сырьевой путь развития не просто тупиковый, а совершенно опасный для России, и подводит под разворот экономики винновационное русло огромные средства и соответствующие инструменты.
Критиковали мы и за то, что для программ и проектов мало обозначить сроки и выделить деньги, требуются четкая проработка этапов и постановка целей — что конкретно должно быть на выходе. Во многом, думается, поэтому начатые ФЦП и ПНП импульсивны и идут со скрипом. Однако даже в таком виде они уже принесли многообещающие первые плоды.
Но власть сегодня тоже признает, что экономикой и социалкой занималась фрагментарно, и декларирует четкое, последовательное и неуклонное доведение начатого до конкретных результатов. Если уж повышать к 2020 г. производительность труда, так в 4 раза, растить долю обеспеченных людей, так до 60 — 70%, снижать смертность, так в 1,5 раза, повышать продолжительность жизни — до 75! Это ориентиры, поставленные Президентом. Немало конкретных целей и в программе Медведева до 2012 г.
Один характерный штрих. На одном из последних заседаний Правительства должны были рассматривать будущее налоговой политики. Не довелось: накануне Президент поговорил с вице-премьером Алексеем Кудриным, мол, надо бы все-таки прислушаться к мнению бизнеса о снижении ставки НДС, и министр попросил время рассмотреть возможности. Нынче пункт по этому налогу (и по некоторым другим) заявлен и в программе кандидата в Президенты — вопрос-то не забыт…
Обнадеживает, что власть заявляет немало конкретных вещей, впоследствии отказаться от которых большие политики не имеют права. Другое дело, насколько все-таки эти заявки реализуемы — уж больно амбициозно они звучат, что признают и Президент, и кандидат. Очень сомнительно, что все удастся реализовать, половину — уже неплохо.
Впрочем, и в такой «заоблачности» есть серьезные резоны. На недавней «большой» пресс-конференции в Кремле В. Путин на этот счет сказал, что без постановки амбициозных задач не достичь и больших целей.
Словом, так высоко планка задрана сознательно. Потому что запрыгнуть стране надо как можно выше…