«Морской фасад» с двух сторон — парадной и тыловой

| статьи | печать

В Санкт-Петербурге реализуется крупный проект «Морской фасад» по созданию и развитию территорий в прибрежной зоне. Он включает в себя создание намывного острова, возведение гигантского здания вокзала, а также туристскую, жилую и бизнес-инфраструктуру. Планируется, что весь комплекс займет территорию около 400 тысяч квадратных метров.

 

Намывом территории занимается управляющая компания (УК) «Морской фасад». После завершения строительства город выкупит ценные бумаги, в результате чего компания перейдет в городскую собственность. Петербург начнет выкупать облигации УК уже в этом году — для начала на 1,5 млрд руб. Всего на их приобретение Смольный потратит 6 млрд руб. 100%-ным собственником нового парадного квартала Санкт-Петербурга со стороны Финского залива власть рассчитывает стать в 2012 г.

Петербург будет и единственным владельцем пассажирского терминала. Нынешний морской вокзал, стилизованный под парусник, городу не нужен. На закрытом совещании чиновники во главе с губернатором Валентиной Матвиенко его «приговорили» к сносу.

Как заявил председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Александр Викторов, «старое здание с точки зрения маркетинга и технической эксплуатации не отвечает современным требованиям». В том числе потому, что из его общей площади 28 тыс. кв. м полезных квадратных метров только 13 тыс.

В 2009 г. на этом месте будет возведено новое здание площадью 58 тыс. кв. м; кроме залов ожидания для пассажиров здесь разместятся административные, офисные помещения порта, грузовой терминал. На этот проект планируют потратить 300 млн долл.

На вновь образованных территориях общей площадью 440 га ведется строительство единственного в России современного морского пассажирского порта, который будет принимать круизные и паромные суда длиной свыше 300 м. Первые суда терминал сможет принять в этом году.

Строительство комплекса уже началось. На площадке рядом с существующим зданием вбивают сваи. Как сообщили в Комитете по градостроительству и архитектуре Петербурга, монтаж ведется для среднеразмерных судов и маломерного флота (гигантов класса «Миллениум» будут принимать причалы намывного «Морского фасада»).

Однако не все городские архитекторы согласны с «главными» мнениями. На заседании Градостроительного совета этот вопрос обсуждался горячо. «У «ветерана» много функциональных недостатков, но есть архитектура. У нового проекта — все наоборот. А место, между тем, очень ответственное — формирует морское «лицо» города», — отметил член Градосовета Юрий Курбатов.

Немного мягче высказался архитектор Никита Явейн: «Однозначно ответить на этот вопрос сложно. С одной стороны, здание не входит в перечень охраняемых памятников, с другой — это одно из тех, которые определяли облик города…»

Что касается средств на покупку облигаций «Морского фасада», то, по сообщению и.о. председателя Комитета финансов города Эдуарда Батанова, они зарезервированы в бюджете Петербурга на этот год. Однако деньги в УК поступят только после выполнения полного цикла работ по части обязательств, то есть после запуска первой очереди.

Рисков, связанных с деятельностью УК, учредителем которой является кипрская фирма Marine Facade Management Company Limited, город не боится. Как отметил Э. Батанов, программой выкупа ЦБ РФ предусмотрен ее ежегодный аудит.

«Город сможет постоянно мониторить состояние. Кроме того, договор на покупку облигаций составлен таким образом, что он ограничивает УК в действиях с капиталом», — пояснил чиновник.

Сейчас работы на объекте не ведутся: «Морской фасад» ждет сезона, чтобы начать активную фазу строительства — это будет май. Компания обещает, что к осени 2008 г. на намыве появятся два причала и к морскому терминалу начнут подходить первые пассажирские суда.

Между тем впереди у проекта «темнеет облачность» — Страсбургский суд. Ведь Смольный утвердил планировки комплекса в ноябре 2007 г., несмотря на протесты жителей Васильевского острова, которые 1 и 31 октября минувшего года на общественных слушаниях высказались категорически против осуществления проекта. В том числе и потому, что полагают, что строительство и эксплуатация автодороги Западного скоростного диаметра сделают невыносимой жизнь в близрасположенных домах. Их жалобы рассматривались в Верховном Суде РФ, но безрезультатно, теперь они намерены обратиться в Европейский суд.

 

СПРАВКА

Реализация проекта «Морской фасад» началась в 2004 г. Намывная территория будет составлять по площади 476 га. На ней будут возведено более 4 млн кв. м недвижимости. В новом районе будут проживать 35 тыс. человек, в офисах будут трудиться 60 тыс. работников.

С «большой землей» новую территорию соединят две станции метро и Западный скоростной диаметр Петербурга.

На территории предусмотрено создание 7 причалов, которые смогут принимать одновременно 7 судов. Пассажирооборот нового морского терминала составит до 2 млн человек в год. Общий объем инвестиций — 29 млрд руб.