На различных встречах с нашими читателями при обсуждении проблем и возможностей развития бизнеса в России волей-неволей вставал вопрос о том, насколько быстро предприятия способны реагировать на меняющиеся внешние условия, будь то изменения законодательства или желания клиентов. Из-за чего происходит торможение развития, казалось бы, современного модернизированного предприятия? Причин тому множество. Одной из них, безусловно, является несоответствие организационной и управленческой структур целям и задачам бизнеса. Вот мы и решили поговорить об этом, и думаем, что данный выпуск — только начало разговора, так как приглашаем всех вас, уважаемые читатели, поделиться своим опытом и мыслями по этому вопросу.
Внешняя среда меняется не просто постоянно, а стремительно. Функционирование и даже простое существование в жестких условиях рынка требуют от предприятий стратегических подходов и невероятных оперативности и мобильности, так как именно они обеспечивают конкурентоспособность. Без них для многих благополучно существующих в настоящий момент компаний уже завтра может встать вопрос не о дальнейшем развитии, а о выживании.
Пример из жизни. Такси потребовалось в субботнее утро, вполне логично заказать его накануне в пятницу. Но в нескольких таксомоторных компаниях заказ не приняли, сославшись на «порядок»: звонить нужно за 1,5—2 часа до выезда. Это реакция бизнеса сферы услуг на потребности клиентов, бизнеса, который, по своей сути, должен быть ориентирован на клиента.
В условиях некоторого дефицита такого рода услуг, возможно, поначалу компания и не понесет заметного ущерба – «отряд не заметит потери бойца» (клиента), и руководитель не узнает о причине этого. Но очень скоро ему придется пересмотреть и имеющийся «порядок» приема заказов, и выработать квалификационные требования к нанимаемым сотрудникам, лояльным к клиентам, и сформировать эффективные бизнес-процессы, и структуру компании, и методы контроля, изыскивать инновационные методы развития бизнеса и управления им.
Требования инновационного развития – объективные требования времени. И это не только новые товары и новые технологии их производства, это другие, отличные от имеющихся, принципы организации предприятий и управления, формирования ее культуры. В конечном итоге это другое качество труда и жизни.
На этом пути уже появляются компании, которые стремятся исполнить, нет, не каприз клиента, а его самые обычные заказы, удовлетворить потребности в срок и с хорошим качеством. Это экономически выгодно!
Сегодня связь между организационной структурой, управлением и капитализацией бизнеса сильна как никогда.
Да, организационная и управленческая структуры определяют регламенты взаимоотношений внутри компании, что в основном происходит на большинстве наших предприятий. Но им следует ориентироваться на внешний рынок. А для этого компания должна быть мобильной, оперативно реагировать на любого рода изменения, независимо ни от сферы своей деятельности, ни от масштаба бизнеса. Задача руководителей – знать и уметь проектировать и оперативно внедрять инновационные методы развития не только своего бизнеса, но и, как следствие, всей экономики страны.