«Экология должна стать одним из приоритетов развития страны», — заявил первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев. От этих слов экологи оживились: несмотря на то что экологическое законодательство по нормам у нас одно из самых жестких в мире, оно не исполняется.
Экологическая стратегия, к сожалению, до сих пор остается «бедной родственницей» государственной политики. Экологи вынуждены выпрашивать, умолять, грозить, предупреждать, но реальной властью почти не обладают. Все экологические проекты затратны и прибыли не приносят, и, чтобы всерьез взяться за их реализацию, нужно решающее слово государства.
Экологи, в частности Комиссия Общественной палаты России по экологической безопасности и охране окружающей среды, надеются, что, если экология войдет в число приоритетов государственной политики, проблемы можно будет решать не на уровне возведения объектов, а на уровне принятия решений. Так как, например, в Сочи на уровне планирования и размещения объектов к предстоящей Олимпиаде 2014 г. уже возникла угроза национальному Кавказскому заповеднику.
К сожалению, за два года существования данной Комиссии включить экологический приоритет в политику страны не получилось, но ее председатель, член-корреспондент РАН Владимир Захаров уверен: «тема зазвучала». В этой связи «общественные» экологи разработали стратегию, которая должна дать толчок к повышению экологического сознания в 2008 г.
Шагнули в текущий год
Экологическая стратегия, которую Комиссия Общественной палаты РФ по экологической безопасности и охране окружающей среды и Центр экологической политики России будут рассматривать на своих заседаниях, касается всех направлений, в которых идет развитие страны:
· экологические проблемы водных ресурсов;
· лес и Лесной кодекс;
· энергетика — энергетическая безопасность должна обязательно сопровождаться экологической;
· Киотский протокол и изменение климата.
Это и работа с «секторами» общества: бизнесом (уже сформирована рабочая группа для совместного решения экологических вопросов), представителями религиозной общественности, работниками культуры и образования — о проблемах должны говорить не только экологи.
Необходимо создать резонанс в гражданском обществе, разработать, и законодательно закрепить правила общественного контроля. От гражданского общества сейчас ждут предложений, и оно готово их дать, однако вручить в руки граждан инструмент контроля никто не спешит.
Когда под окном срубают дерево или образуется несанкционированная свалка, люди не знают, куда обращаться. Начинаются бесконечные хождения по инстанциям, длительные разбирательства, времени тратится много, а результата не видно. Поэтому нужно создать «горячую линию» экологической службы по аналогии с существующими экстренными службами. Это должен быть не просто номер телефона (их у нас достаточно), а именно служба, которая станет принимать звонки, отслеживать и сообщать о результатах запросов. Это может быть как всероссийская служба, так и локальная городская.
В. Захаров обозначил первоочередные болевые точки: проблема «Норильского никеля», где работает устаревшее оборудование, Богучанская ГЭС, строительство которой тормозят археологические раскопки. Он напомнил, что, прежде чем заливать участок под водохранилище, надо убрать органику, поскольку, если этого не сделать, не исключено повторение трагедии, которая случилась с Саяно-Шушенской ГЭС. Там был затоплен лес, что со временем привело к всплытию мертвых деревьев и гибели флоры.
Бизнес помогает
Сегодняшние предприниматели все чаще и с интересом участвуют в экологических программах. Они заинтересованы в разработке, контроле и ужесточении экологических норм, чтобы не оказаться в невыгодном положении по сравнению с иностранными компаниями, которые четко соблюдают все экологические требования как у нас, так и в своих странах.
Развитие международных связей и организация филиалов российских компаний за границей исключают использование «двойных экологических стандартов», стимулируют социальную ответственность. Иначе можно подорвать репутацию. Поэтому крупные компании начинают активно сотрудничать с экологами.