Синица финансовой стабильности

| статьи | печать

Глава Минфина Алексей Кудрин попросил отложить на месяц обсуждение «Основных направлений налоговой политики», которые должны были рассматриваться на ближайшем заседании Правительства. Главной интригой этого важнейшего для экономической политики документа станет возможное снижение ставки НДС, против которого активно выступает финансовое ведомство, отстаивающее надежность поступления доходов в государственную казну.

 

Впредыдущей редакции налоговой программы на ближайшие 3 года самый острый вопрос сегодняшней системы налогообложения – совершенствование НДС – стоял на скромном 6-м месте. Причем вместо снижения налога Минфин предлагал внести лишь ряд изменений в его администрирование, в первую очередь упорядочить ситуацию с возмещением НДС из бюджета при использовании нулевой ставки.

В среднесрочной перспективе предполагалось ввести положение, согласно которому экспортеры будут избавлены от повторного представления документов, необходимых для обоснования нулевой ставки НДС, если ранее они уже передавали их налоговикам. Достаточно письменно уведомить налоговый орган о данном факте с указанием периода представления и реквизитов этих документов.

Кроме того, планировалось введение специального реестра таможенных деклараций, который экспортеры могли бы представлять для подтверждения вывоза своих товаров из страны. Такой реестр должен содержать сведения о фактически вывезенных товарах с отметками таможни. По сути, это означало бы отказ от обязательного представления всех деклараций с отметками таможенной службы.

 

Хорош налог к обеду

Ситуация накалилась после выступления Президента на расширенном заседании Государственного совета «Стратегия развития России до 2020 года», на котором он потребовал ввести налоговые стимулы для инновационной экономики, в частности снизить ставку НДС до максимально низкого уровня.

Между тем упорное сопротивление финансового ведомства снижению налога на добавленную стоимость имеет вполне объяснимые причины. Он обеспечивает поступления в федеральный бюджет в размере 1424,7 млрд руб. (по данным ФНС за 2007 г.). Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами принесли за это же время федеральной казне 1157,4 млрд руб., а налог на прибыль — 641,3 млрд.

Неутешительными выглядят и расчеты ненефтегазового баланса федерального бюджета (в % от ВВП), сделанные Международным валютным фондом и Минфином. Они несколько расходятся в цифрах, но явно указывают на дефицитность российского бюджета, рассчитанного без поступлений от углеводородов (–7,4%, по оценке МВФ, и –5,1%, по расчетам нашего финансового ведомства).

Здесь также уместно вспомнить другой документ, подготовленный Минфином, — «Основные направления бюджетной политики на среднесрочную перспективу», который предусматривает беспрофицитный бюджет к 2010 г. даже при сохранении поступлений от существующих сейчас ставок налогов.

На фоне возможной рецессии мировой экономики, соответствующего снижения цен на нефть, газ и последующего сокращения доходов федерального бюджета сдержанная позиция Минфина вполне закономерна.

По всей вероятности, принимать окончательное решение по вопросу о снижении ставки НДС придется уже новому главе государства. От себя добавим, что все хорошо делать вовремя. В течение 2006–2007 гг. стабильное развитие мировой экономики, хорошие темпы роста нашего хозяйственного комплекса создавали все предпосылки для уменьшения ставки данного налога.

Например, член Совета Федерации Евгений Бушмин в интервью нашей газете (см. «ЭЖ» № 25, 2007 г., стр. 5) высказывал мнение, что НДС можно снизить даже до 10% и федеральный бюджет выдержит подобное изменение его ставки.

Зато сейчас приходится искать другие пути пополнения федерального бюджета, которые зачастую противоречат экономической логике и позиции бизнес-сообщества.

 

От тайги до «Бермудских морей»

В качестве первоочередной задачи налоговых органов на среднесрочную перспективу ранее был поставлен контроль за трансфертным ценообразованием. Особое внимание к этой проблеме необходимо, по мнению разработчиков «Основных направлений...», потому, что сегодня в России широкое распространение получила практика минимизации налоговых платежей различными холдингами за счет манипулирования ценами сделок при осуществлении операций между фирмами, деятельность которых контролируется из одного центра.

Наш еженедельник уже писал о позиции бизнес-сообщества по этой проблеме (см. «ЭЖ» № 03 за 2008 г.). На сайте газеты представлены проект изменений в Налоговый кодекс, подготовленный Минфином, и новая редакция ст. 40, предлагаемая Российским союзом промышленников и предпринимателей.

Здесь только отметим, что в случае принятия варианта финансового ведомства бдительное око налоговиков проникнет даже за моря и океаны, чтобы выявить доходы российских предпринимателей, которые они укрывают в офшорных компаниях, зарегистрированных в странах с низким уровнем налогообложения.

Для реализации этих глобальных планов Минфин в среднесрочной перспективе планирует подписать договоры об обмене информацией с вполне определенными странами и территориями. Они позволят получать данные, идентифицирующие национальных акционеров, подпадающих под режим контролируемых иностранных компаний, и финансовую информацию, необходимую для расчета полученного дохода.

А вот смогут ли сотрудники налоговых органов с помощью предлагаемых новаций в законодательстве доказывать намеренный вывод денежных средств в зоны с льготными режимами, покажет только практика. Главное, чтобы эти меры не помешали эффективной работе отечественных корпораций, создание которых просто необходимо для снижения издержек в условиях жесткой конкуренции на глобальных рынках.

 

Маловато новаций для инноваций

На создание налоговых стимулов для инновационной деятельности был направлен специальный Федеральный закон № 195, принятый 19 июля прошлого года. Предприятия, внедряющие нововведения, получили дополнительные преференции по налогам на добавленную стоимость и прибыль организаций, а также по единому налогу, уплачиваемому при использовании УСН.

Так, от НДС были освобождены операции по передаче исключительных прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы, базы данных, секреты (ноу-хау). В отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации налогоплательщик получил право применять специальный коэффициент (но не более 3).

Однако, по мнению независимых экспертов, Закон поможет лишь части компаний, прежде всего малым фирмам, занятым в сфере инноваций. Непонятно, каким образом будут стимулироваться предприятия, которые занимаются внедрением нововведений в массовое производство. То есть для масштабного перевода отечественных компаний на инновационные рельсы необходимы более серьезные изменения в налоговом законодательстве. 

Пока налоговики явно показали свое предпочтение синице финансовой стабильности перед журавлем инновационной экономики в небе далеких перспектив. Новый вариант «Основных направлений налоговой политики» Минфин представит Правительству к середине марта. Кстати, Дмитрий Медведев, судя по его прошлым выступлениям, не сторонник резкого снижения налогов…

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ЗА СТАВКУ 10%

Представители ведущих российских бизнес-объединений на заседании рабочей группы Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ высказались за снижение ставки НДС до 10%. Они считают необходимым включить эту меру в «Основные направления налоговой политики до 2011 г.».

Члены рабочей группы отметили, что сейчас идет активная подготовка Стратегии развития России до 2020 г. и конкретных мер по ее реализации. Одним из ключевых направлений социально-экономической политики является налоговая политика государства.

Бизнес-сообщество выступает за скорейшее принятие мер налогового стимулирования диверсификации российской экономики и обеспечение инновационного сценария ее развития. Причем их нужно закрепить в проекте «Основных направлений налоговой политики до 2011 г.».

К приоритетным мерам налогового стимулирования, по мнению предпринимателей, относится в первую очередь снижение ставки НДС до 10% начиная с 2009 г. и одновременное улучшение его администрирования. Кроме того, целесообразно принять ряд дополнительных мер, направленных на преодоление технологического отставания российских предприятий и дальнейшее стимулирование НИОКР.

 

Требуется также упростить налоговую систему, минимизировав возможности произвольного толкования законодательства, вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики. И в целом мы должны стремиться к дальнейшему снижению налогового бремени… Скажу больше, обращаясь и к Правительству, и к депутатам Федерального Собрания: мы должны в том числе стремиться к установлению единой и максимально низкой ставки НДС.

Владимир Путин.

Из выступления на расширенном заседании Государственного совета «Стратегия развития России до 2020 года»

 

Речь не идет о налоговых льготах, искажающих рациональное распределение ресурсов в экономике. Налоги должны быть настолько низкими, насколько это возможно в текущий момент — причем для всех.

Дмитрий Медведев.

Из выступления на Всемирном экономическом форуме в Давосе