«Вот, новый поворот…Что он нам несет?»

| статьи | печать

Последние события уходящего года ясно показали, что главой верховной власти в России станет ближайший соратник Владимира Путина, который будет продолжать нынешний политический и экономический курс. Но приход нового человека на вершину государственной лестницы неизбежно приведет к появлению новых акцентов в социально-экономической политике…

Прежде всего отметим, что в качестве стратегического документа Дмитрию Медведеву придется принимать так называемый План Путина, который, несмотря на широкую рекламу в СМИ, так и не был оформлен в виде единого системного документа. За основу знаменитого Плана были просто взяты разные фрагменты из посланий Президента Федеральному Собранию, на скорую руку слепленные вместе аналитиками из «Единой России». Вот его важнейшие положения.

 

«Мы себе давали слово Не сходить с пути прямого»

Вслед за общими фразами о сохранении уникальной российской цивилизации в программном документе декларируется задача повышения конкурентоспособности экономики через выход на инновационный путь развития, поддержку науки, развитие инфраструктуры, наращивание инвестиций, в первую очередь в высокие технологии, в отрасли — локомотивы экономического роста.

Затем подчеркивается необходимость обеспечения нового качества жизни граждан путем продолжения реализации приоритетных нацпроектов, дальнейшего и значительного повышения зарплаты, пенсий и стипендий, оказания помощи гражданам в решении жилищной проблемы.

Завершает План Путина блок вопросов, связанных с поддержкой институтов гражданского общества, стимулированием социальной мобильности и активности, продвижением общественных инициатив, укреплением суверенитета и обороноспособности России.

Преемник обязался точно следовать объявленным курсом.

 

«Но, так уж суждено»

Между тем любой человек, занимая столь высокий пост и получая почти неограниченную власть, неизбежно привнесет в свою работу опыт предыдущей деятельности и личные взгляды на важнейшие социально-экономические вопросы.

1. Логично предположить, что Д. Медведев основной акцент будет ставить на совершенствовании человеческого потенциала. В своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме в прошлом году, в котором многие эксперты вполне обоснованно услышали нотки будущей президентской программы (в частности, см. «ЭЖ» № 25 за 2006 г., стр. 1), преемник на первое место поставил проблемы развития человеческих ресурсов.

По его словам, процессы глобализации стирают экономические и информационные границы между странами и люди начинают настаивать на достойной плате за достойный труд, на высоком качестве жизни независимо от места своего пребывания. По сути, граждане начинают требовать справедливости, причем стремление к ней у людей в самых разных государствах будет проявляться все очевиднее и нарастать.

В качестве первого конкурентного преимущества нашей страны в условиях глобализации будущий Глава государства назвал природную креативность россиян: «Это наше историческое богатство. Интеллектуальный потенциал России позволяет нам рассчитывать на место одного из мировых интеллектуальных центров, в рамках которого будут развиваться интеллектуальные услуги для крупнейших корпораций мира».

Для сравнения: в качестве нашего первого конкурентного преимущества в Концепции социально-экономического развития РФ до 2020 г., разработанной МЭРТ России, указывается обеспечение стабильности энергетического снабжения крупнейших мировых потребителей энергоресурсов. Проще говоря, поставки сырой нефти и газа здесь выдвигаются на первый план.

2. В Плане Путина отмечается необходимость усиления государственной поддержки стратегически важных отраслей отечественной промышленности, прежде всего авиастроения, судостроения, атомной энергетики, оборонно-промышленного комплекса, нанотехнологий.

Д. Медведев на Международном экономическом форуме в Давосе в нынешнем году отметил, что наше государство ориентируется на создание крупных корпораций в наиболее капиталоемких отраслях экономики, которые будут способны реализовывать как самостоятельные, так и международные проекты. Но, учитывая занимаемую им уже несколько лет должность председателя Совета директоров «Газпрома», приоритеты господдержки могут быть несколько иные, чем в плане единороссов.

3. Еще один аспект, которому, судя по выступлениям в Петербурге и Давосе, новый Президент будет уделять особое внимание — продвижение российского рубля на место одной из мировых резервных валют. Он подчеркивал целесообразность создания более безопасной мировой финансовой системы, основанной на нескольких резервных валютах, включая, безусловно, нашу денежную единицу.

По его оценке, международные финансовые организации должны обратить свое внимание на денежно-кредитную политику наиболее развитых стран, действия которых могут создать проблемы для всей глобальной финансовой системы.

Для этого преемнику предстоит реализовать на практике, а не на словах ряд идей: перевести расчеты за поставки отечественных углеводородов на мировой рынок на рубли, запустить нефтяную биржу с платежами в российской национальной валюте и сделать конкретные шаги для улучшения имиджа нашей страны в мире.

 

«И пугаться нет причины, Если мы еще мужчины»

Из всех трех возможных новых акцентов курса следующего Главы государства самым насущным является более пристальное внимание к развитию человеческих ресурсов. Главным барьером на пути к высокой цели — вхождению России в пятерку мировых лидеров по размеру экономики — будет дефицит трудовых ресурсов, пик которого наступит в 2015 г. Именно в это время в нашу экономику должны были влиться дети, не родившиеся в середине 90-х гг. прошлого века из-за жестоких, безграмотных реформ.

Д. Медведев руководил разработкой Концепции демографической политики до 2025 г., которая предполагает перелом негативной тенденции уже к 2016 г., когда убыль населения сменится приростом. Но даже при благоприятном развитии событий в сфере демографии увеличение притока новых работников в экономику можно ожидать лишь 20 лет спустя — к 2035 г. (после того как они достигнут совершеннолетия). Между тем решение острейшей проблемы дефицита трудовых ресурсов новому руководителю страны предстоит найти в ближайшие годы.

Кроме привлечения в страну эмигрантов, по мнению экспертов, возможны два реальных варианта роста численности работающих граждан.

Во-первых, увеличение возраста выхода на пенсию до 65 лет (кстати, в Европейском союзе пенсионную планку подняли до соответствующего уровня уже несколько лет назад).

Во-вторых, формирование условий для сокращения количества граждан, ежегодно выходящих на инвалидность, и создание возможностей для трудоустройства тех инвалидов, которые выражают желание продолжать трудовую деятельность. По информации независимых экспертов, количество граждан, получающих инвалидность, достигает порядка 900 тыс. человек в год, причем 2/3 из них в работоспособном возрасте.

Чтобы вовлечь в трудовые ресурсы обе эти категории граждан, нужно решить широкий перечень вопросов, связанных с медицинским обслуживанием, сокращением производственного травматизма, а также ввести в практику новые стимулы для работодателей, способные их заинтересовать в приеме на работу пенсионеров и инвалидов.

На последнем заседании Государственного совета Д. Медведев подчеркнул мультипликативный эффект от реализуемых сейчас социальных программ для нашей экономики. Тем более очевидным будет позитивное воздействие на отечественный хозяйственный комплекс проектов, направленных на увеличение трудовых ресурсов. Во всяком случае два новых нацпроекта напрашиваются в повестку дня будущего Президента.