Продолжаем рассказ об интернет-системе представления отчетности, начатый в «ЭЖ» в прошлом году.
На вопросы отвечает Антон САБИТОВ, генеральный директор ООО «Контур Санкт-Петербург» (Санкт-Петербургский филиал ЗАО «ПФ «СКБ Контур»).
При подаче декларации через Интернет при приеме была обнаружена ошибка в расчетах. Кто несет ответственность за это?
— Формально всю ответственность за содержание информации в декларациях несет сам налогоплательщик. Механизм электронно-цифровой подписи (ЭЦП) позволяет гарантировать неизменность документов при их прохождении от налогоплательщика до налоговой инспекции. Вернее, он выступает индикатором этих изменений: если часть информации, строчка, цифра, любой символ при передаче были утеряны или изменены, то это непременно станет известно получателю.
Ситуаций, когда отчетность не принята, достаточно много. Их могло быть гораздо больше, если бы в программах, которые передают отчетность по Интернету, не было встроенных элементарных модулей контроля подаваемых сведений. Так, любая программа не позволит подать декларацию по НДС за V квартал или чтобы в форме № 1 суммы по активам и пассивам не совпадали.
Проверяются все соотношения, все форматно-логические значения, многие из них рассчитываются автоматически согласно законодательству и даже не могут быть отредактированы бухгалтером. Но конечно же программа не может оценить, весь ли объем плановых сумм задекларировал бухгалтер (с точки зрения программного комплекса «нулевая декларация» — абсолютно верная).
Когда бухгалтер неверно указывает свои ключевые реквизиты — например, КПП по месту учета обособленного подразделения, — система не может проверить эту информацию на корректность ввода. Эти сведения поступают в инспекцию, а принятыми быть не могут, потому что в базе данных инспекции такая организация с таким КПП просто не зарегистрирована.
Часто возникают технические неполадки на стороне контролирующих органов, при этом могут быть виноваты как сотрудники инспекции, несвоевременно обновившие программное обеспечение, так и представители операторов связи, которые не настроили должным образом программный комплекс на прием деклараций в инспекциях. Почти во всех таких случаях плательщику ничего не нужно предпринимать, а только дождаться корректного протокола из инспекции.
Отрицательный протокол из налоговой инспекции — это всегда повод для обращения к оператору связи. Не стоит пытаться искать правду самостоятельно — зачастую вопросами электронного декларирования в инспекциях занимаются не сами инспекторы. Консультационная поддержка — обязанность оператора.
Важно то, что даже при некорректном декларировании штрафных санкций за несвоевременную подачу отчетности удастся избежать. Достаточно в установленные по каждой форме сроки представить корректирующий расчет. Однако не следует этим злоупотреблять, так как большое количество подаваемых корректировок повышает риски проведения внеплановой проверки организации.
В какой статье бюджета должна бюджетная организация выделять средства для покупки программы для сдачи отчетности по каналам связи и нужно ли в обязательном порядке устраивать тендер на ее приобретение?
— Проведения тендера для приобретения программы, как правило, не требуется. Связано это с тем, что суммы, которые тратятся на покупку программного комплекса, не превышают законодательно установленные расходы для обязательного проведения тендера.
Так, в среднем по стране стоимость программы для передачи отчетности бюджетных организаций составляет около 4 тыс. руб. в год. Понятно, что в Москве она будет больше, чем в Поволжье, но суммы от указанной выше отличаются незначительно. Конечно, бывают ситуации, когда бюджетная организация, достаточно крупная, подает отчетность в разные инспекции (и регионы) со многих рабочих мест, тогда сумма контракта может превышать 60 тыс. руб., необходимость тендера имеется, и операторы связи всегда готовы предоставить стандартную конкурсную документацию. На практике такие случаи достаточно редки, однако по мере их возникновения от буквы закона отступать никто не будет.
Расходование средств на отправку отчетности по каналам связи регламентировано Письмом Минфина, и согласно ему эти расходы следует учитывать в составе «Расходов на телефонию и почтовые отправления». Отделения казначейства об этом отлично осведомлены, поэтому при планировании бюджетных средств на следующий период можно смело включать данные суммы в соответствующую статью расходов.
Следует отметить, что многие бюджетные организации не могут осуществлять платежи на основании 100%-ной предоплаты услуг, а эта практика обширно применяется операторами связи. Для этих целей уместно указывать, что требуется разбить данную сумму на части: в размере 30% оплаты при изъявлении желания отчитываться по Интернету и 70% оплаты по истечении срока использования программного комплекса или подписания акта о выполненных работах (как и требуется в бюджетных учреждениях).
В течение какого срока оператор связи хранит копии передаваемых в инспекцию деклараций, каков порядок их получения при необходимости у налогоплательщика?
— Оператор связи по законодательству хранить передаваемую отчетность не обязан. Организация электронного архива — это в первую очередь задача налогоплательщика и инспектора. Однако для удобства пользователей в некоторых случаях передаваемые в налоговую инспекцию сведения сохраняются на серверах операторов связи. Чтобы сразу снять все вопросы о безопасности, они находятся в зашифрованном виде и доступны для расшифровки только создателю документа. Ни получатель, ни тем более представители оператора связи такой возможности не имеют. Так что даже в случае хищения всей информации, от чего в принципе никто не застрахован, злоумышленники с помощью самых современных средств не смогут ее прочитать.
Оператор, который оказывает подобную услугу, крайне редко включает свои обязанности по хранению информации в договор. Это означает что де-факто услуга оказывается, но если она станет недоступной для налогоплательщика, то доказать вину оператора будет невозможно. Здесь следует отметить, что серверы, где и хранится подобная информация, — самое слабое звено в инфраструктуре организации отправки отчетности по Интернету. Поэтому если и в дальнейшем будут требоваться подобные сведения — лучше самостоятельно вести архив подаваемых деклараций. Если в организации используется какая-либо бухгалтерская программа по подготовке сведений для передачи в инспекцию, то архив всех данных ведется в ней по умолчанию.
При получении кредита в банке требуют баланс с отметкой из налоговой. Распечатанный электронный документ не принимают. Как быть в этом случае?
— Кредитные учреждения в принципе могут самостоятельно выбирать себе заемщиков. Поэтому все, чего бы они ни потребовали, организации придется представить. К тому же распечатанный электронный документ не имеет никакой юридической силы: ЭЦП, распечатанная на бумаге, все равно что скан обычной печати организации в электронном виде. Вряд ли к рассмотрению примут задекларированную отчетность, если, например, в банк будет представлена подобная документация с результатами проверки даже в электронном, юридически значимом виде. К сожалению, подобная практика еще не применяется и остается ждать, пока участники кредитного рынка отреагируют на то, что уже около 25% налогоплательщиков страны представляют сведения в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи.
Это не означает, что все организации, декларирующие свои налоги по Интернету, лишены возможности подтвердить факт своего исполнения обязательств перед бюджетом в пока еще более привычном бумажном варианте. Достаточно распечатать ранее поданную декларацию, в обычном порядке завизировать ее подписями и печатями, в верхнем левом углу титульного листа написать: «Передана по телекоммуникационным каналам связи», и указать дату передачи и уникальный номер декларации, который ей был присвоен при отправке через Интернет. С этим документом нужно обратиться в инспекцию по месту своего учета, и инспектор, сверив представленные на бумаге сведения с теми, что ранее декларировались по Интернету, поставит на этом экземпляре отметку об успешном принятии документа.