Реклама — двигатель торговли. Но, к сожалению, иногда хозяйствующие субъекты распространяют ненадлежащую рекламу, которая может негативно отразиться на развитии рынка товаров (работ и услуг), послужить основанием возникновения недобросовестной конкуренции, причинить убытки другим хозяйствующим субъектам, повлечь негативные последствия для потребителей.
О наиболее распространенных нарушениях в сфере рекламной деятельности говорилось на прошедшей в конце января пресс-конференции Федеральной антимонопольной службы РФ, на которой были подведены итоги работы антимонопольных органов на рынке рекламной деятельности. Приведенная статистика судебной практики свидетельствует об увеличении количества принимаемых судами решений в пользу антимонопольных органов.
Что является нарушением законодательства о рекламе?
Основными нарушениями в сфере рекламы, признаваемой недобросовестной, является ее размещение без специальных предварительных согласований и (или) разрешений, в запрещенном месте, запрещенным способом.
При размещении наружной рекламы (рекламных конструкций) на земельных участках и фасадах зданий законодателем введена специальная процедура — предварительное согласование с органами местного самоуправления.
Размещенная без соответствующего разрешения реклама является недобросовестной, что подтверждается многочисленной судебной практикой (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.10.2007 № А54-604/2007/С22).
Алкогольная реклама
Особенно часто рекламодатели размещают рекламу товара, которая запрещена к рекламированию определенным способом, в определенное время и (или) в определенном месте, в том числе рекламу алкогольной и табачной продукции.
К примеру, установка в оконных проемах магазина рекламных плакатов алкогольной продукции признается недобросовестной рекламой. Ведь согласно ст. 19 Закона № 38-ФЗ это квалифицируется как размещение рекламы с использованием рекламной конструкции, следовательно, рекламодатель нарушает ст. 21 данного Закона, которая запрещает устанавливать рекламу алкогольной продукции на рекламных конструкциях. Данная позиция поддерживается судами и отражается в их решениях (см. постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда РФ от 29.11.2007 № 17АП-7984/2007-АК, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.12.2007 № Ф09-10635/07-С1).
Игорная реклама
Реклама игровых автоматов считается недобросовестной, если она размещена организаторами азартных игр вне павильона, в котором проводятся игры, с использованием изображения людей (п. 1 и 3 ст. 27 Закона №38-ФЗ).
Так, при рассмотрении указанного способа размещения рекламы игровых автоматов Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении № 17АП-5767/2007-С9 определил наличие признаков административного правонарушения и привлек нарушителя к ответственности.
Банковская реклама
Нередко рекламодатели, предоставляя объективную достоверную информацию потребителю, умалчивают о некоторых существенных условиях, отсутствие которых влияет на его выбор, что запрещено ст. 5 Закона № 38-ФЗ.
Такие ситуации сплошь и рядом встречаются на рынке финансовых услуг. Кредитные организации часто не указывают в тексте рекламы условия о дополнительных платежах и комиссиях, которые увеличивают процентную сумму выплат предоставленного кредита.
Об этом свидетельствуют судебные решения, подтверждающие наличие состава правонарушения: Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.10.2006 по делу № Ф03-А73/06-2/3426, Постановление Федерального арбитражного суда Московской области от 25.04.2007 № КА-А40/3187-07, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2007 № 17АП-7637/07-АК. В результате судебных разбирательств ряд банковских организаций был привлечен к ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
Примером умалчивания существенных условий кредитного договора является судебное дело ОАО «Восточный экспресс банк», который при рекламировании новой кредитной программы не указал, что для получения такого кредита учитываются финансовое положение заемщика и отсутствие у банка сомнений в его возможности вернуть полученные денежные средства.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил, что рекламодатель-банк умалчивал об отдельных особенностях используемого товара, нарушив тем самым требования ч. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ. В результате этого у потребителя сложилось искаженное представление о данной кредитной программе (см. Постановление от 12.09.2007 по делу № Ф03-А73/07-2/3515).
Между тем кредитные организации нашли выход из сложившейся ситуации. Теперь в рекламе крупным шрифтом указываются привлекательные существенные условия и ниже мелким шрифтом идут остальные важные условия, которые являются неотъемлемой частью получения кредита и не всегда выгодны для потребителей, либо же банки просто делают ссылку: «Остальные условия кредита смотрите в договоре».
Конечно, такой способ доведения информации до потребителя неудобен, но, по словам заместителя руководителя ФАС Андрея Кашеварова, такая реклама считается добросовестной и достоверной.
Нарушения контролирующих органов
При рассмотрении материалов нарушения законодательства о рекламе органы ФАС не всегда дают правильную оценку недостоверности и недобросовестности размещенной рекламы, что подтверждается судебной практикой не в пользу контрольных органов: постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.09.2007 № А56-9693/2007, Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2007 № 09АП-15537/2007-АК, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2007 № А40-33153/2007-96-152.
Нарушения, как правило, заключаются в несоблюдении существенных условий порядка привлечения к административной ответственности, выражающихся, например, в составлении протокола без участия привлекаемого к ответственности лица или отсутствии доказательств его надлежащего уведомления, что приводит к отмене их решений, несмотря на наличие состава правонарушения.
Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа Постановлением от 24.12.2007 №А42-1777/2007 отменил решение Федеральной антимонопольный службы о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о рекламе в связи с нарушением органами ФАС вышеуказанных условий порядка привлечения к административной ответственности.
Реклама на транспорте
Размещение рекламы на транспортных средствах возможно на основании договора с собственником или иным владельцем транспортного средства. Вместе с тем не стоит забывать, что с 1 июля 2007 г. введен запрет на использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций.
Следовательно, рекламу можно разместить на транспортных средствах, основной функцией которых является, например, перевозка пассажиров или грузов (автобусы, «газели», перевозящие товар, и др.).
Судебная практика на стороне ФАС
По данным ФАС, количество случаев обжалования в судебном порядке решений о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о рекламе уменьшилось. По мнению А. Кашеварова, это связано с изменениями, внесенными в законодательство о рекламе, в том числе и в Закон № 38-ФЗ.
В 2007 г. в большинстве случаев процесс рассмотрения заявлений о нарушениях Закона № 38-ФЗ завершался, не доходя до стадии возбуждения административного дела.
На сегодняшний день законодательство о рекламе имеет свои пробелы. Об этом, в частности, свидетельствует недобросовестная и недостоверная реклама в сети Интернет, бороться с которой затруднительно, так как необходимо выяснять, кто является провайдером сайта и находится ли он на территории РФ.
СПРАВКА
Недобросовестная реклама
Согласно ст. 5 Закона № 38-ФЗ недобросовестной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения, некорректные сравнения и сведения, порочащие чью-либо честь, достоинство или деловую репутацию. К ней также относится завуалированная реклама, то есть содержащая указание на средства индивидуализации товаров (их производителей, продавцов) и наличие сходства с товарными знаками товаров, запрещенных к рекламированию.
Полный перечень требований к рекламе и признаки недобросовестной и недостоверной рекламы содержатся в ст. 5 Закона № 38-ФЗ. Некоторые виды товаров запрещены к рекламированию законодательством, например наркотические средства, психотропные вещества, органы тканей человека в качестве объекта купли-продажи (ст. 7 Закона № 38-ФЗ).
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе
При выявлении нарушений законодательства о рекламе органы ФАС привлекают нарушителей к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ). Статья 14.3 данного Кодекса предусматривает наложение штрафа на физических лиц в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб., на должностных лиц — от 4 тыс. до 20 тыс. руб. и на юридических лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.