При строительстве дорог в ряде районов Новосибирской области применялись глина и шлаки, а стоимость слоя кирпичного подсыпочного щебня порой составляла половину всех затрат (!). Об этом сообщили специалисты областной Контрольно-счетной палаты (КСП), проверившие эффективность использования рекордной в сравнении с прошлыми годами суммы — около 8,5 миллиарда руб.,— выделенной на строительство и ремонт дорог в Новосибирской области.
Нынешний год стал особенным не только для дорожной отрасли, но и для администраций муниципальных образований области. По их многочисленным просьбам на объекты дорожной инфраструктуры малых городов и сел было выделено 481,5 млн руб. Однако этими средствами практически бесконтрольно распоряжались районные власти.
Деньги распределялись между организациями не в зависимости от их нужд, а по принципу «кто активнее попросит». К примеру, 285 млн руб. из фонда муниципального развития департамент транспорта и дорожного хозяйства области (далее — департамент транспорта) перечислил лишь по письменным запросам глав муниципальных образований.
При этом в расчет не бралась оценка уровня обеспеченности населения муниципального образования (МО) автомобильными дорогами и транспортными инженерными сооружениями местного значения, комиссией не проводился отбор инвестиционных программ и проектов.
Еще 196 млн руб. на ремонт и строительство дорог были распределены по муниципальным образованиям управлением финансов и налоговой политики области и вовсе без участия департамента транспорта. В итоге кому-то удалось «добыть» из областных средств по миллиону и более рублей, а кто-то остался без копейки при своих разбитых дорогах.
По словам главы департамента транспорта Николая Симонова, часть МО оказалась не готова к освоению выделенных денег. Главным условием выделения господдержки являлось софинансирование, но у многих МО для этого просто не было средств. Поэтому ряд из них получил всего по 15—20 тыс. руб., а некоторые и того меньше.
Освоение «дорожных» денег фактически не контролировалось. Департамент транспорта контролировал только освоение тех сумм, которые сам распределял. Этим занимался всего один сотрудник, у которого помимо контроля было много других поручений. В итоге аудиторы КСП выявили в работе департамента массу нарушений.
В числе самых распространенных — использование субсидий на ремонт дорог, не являющихся муниципальной собственностью, и выполнение за их счет работ по текущему содержанию дорог. Однако средства фонда муниципального развития, из которого выделялись субсидии, для этого не предназначены.
Особенно возмущает качество проводимых ремонтных работ. Так, в городе Куйбышеве против всех правил и нормативов в основание «дорожной одежды» заложили 12-сантиметровый слой кирпичного щебня, цена которого в общей стоимости ремонта дороги составила 48%. А в селе Кама умудрились выполнить отсевку улиц глиной и шлаком.
Для продолжения строительства автодороги одному из сельсоветов Маслянинского района департамент транспорта выделил почти 3 млн руб. Но вместо этого здесь занялись капитальным ремонтом уже построенного участка. Вместо щебня положенной марки участок дороги засыпали некалиброванным природным камнем размером от мельчайших частиц до крупных глыб. Причем материалы, не имея необходимой лицензии, подрядная организация добывала из местного карьера.
В результате из областного бюджета ей были возмещены затраты на «приобретение» щебня в сумме 4 млн 938 тыс. руб., никак не подтвержденные документально. Необоснованно было выплачено и 1,5 млн руб. за разработку и транспортировку грунта, так как данные работы фактически не проводились.
Получается, не только областной департамент транспорта не контролировал использование средств, но и власти на местах, усиленно выбивающие деньги на ремонт и строительство дорог, пустили эту работу на самотек.