На III съезде представителей малого и среднего предпринимательства Свердловской области 2008 год был объявлен годом инновационного развития малого бизнеса. О том, с какими проблемами сталкиваются малые и средние инновационные предприятия и какие существуют перспективы для их развития, рассказывает генеральный директор Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Максим ГОДОВЫХ.
Максим Викторович, считается, что инновации могут позволить себе только крупные предприятия. Как обстоит дело с малым бизнесом?
—Наоборот, я хотел бы подчеркнуть, что инновационность присуща в первую очередь малым предприятиям. В передовых странах малый инновационный бизнес создает 45% нововведений и является лицензиаром до 50% инноваций на мировом рынке. Небольшие фирмы способны быстрее перевооружаться, оперативно внедрять новые технологии, в то время как крупным предприятиям, для того чтобы внести изменения в технологический цикл, могут потребоваться годы и значительные ресурсы.
Несмотря на активный рост малого и среднего бизнеса, показатели развития малого инновационного предпринимательства имеют не очень хорошую динамику. Оно не может реализовать свой потенциал и не выполняет той функции, которая на него возложена. К примеру, в Свердловской области доля инновационно активных предприятий малого бизнеса составляет не более 6%, а объем произведенных и отгруженных товаров и услуг инновационного характера — 4,5%. Приоритетной инновационной деятельностью является приобретение машин и оборудования, внедрение технологических инноваций, а основным источником финансирования — собственные средства предпринимателей.
Чем же вызвана слабая инновационная активность малого бизнеса?
—Во-первых, это недостаточность законодательной и правовой базы. У нас отсутствует закон об инновационной деятельности, нет программы ее развития для малых и средних предприятий, нет нормативно-правовых актов, которые бы предоставляли им льготы.
Во-вторых, низкий уровень развития инновационной инфраструктуры. И если ряд необходимых организаций был создан в Свердловской области (технопарки, бизнес-инкубаторы, сервисные центры, центры трансфера технологий и т.д.), то сейчас многие из них выполняют функции, не относящиеся к инновациям.
Среди других причин можно назвать слабый менеджмент в научно-технической сфере и недостаточное знание управленцами основ инновационного развития экономики; старение технологической и исследовательской базы; низкий уровень информационно-консультативной системы для участников инновационного процесса; неразвитость системы страхования инвестиционных и инновационных рисков.
Все это приводит к тому, что малое инновационное предпринимательство не выполняет своей функции в тех отраслях, которые крупному бизнесу неинтересны.
Что, по-вашему, необходимо предпринять для развития инновационной деятельности малого бизнеса?
—В первую очередь необходимо разработать программные документы поддержки и развития малого и среднего инновационного предпринимательства, которые бы предусматривали комплексный подход к решению проблемы. На данный момент Союз малого и среднего бизнеса подготовил свой проект концепции государственной политики развития инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства, который включает план первоочередных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства, предложения по созданию Совета по развитию малого инновационного предпринимательства, перечень показателей эффективности деятельности инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства и т.д.
Помимо этого, необходимо разработать нормативные правовые акты, регулирующие господдержку субъектов малого инновационного предпринимательства, в том числе, возможно, предоставляющие им льготы. Это может быть уменьшение ставки НДС, льготное налогообложение прибыли и имущества, налоговое кредитование.
Для обеспечения продвижения инноваций от исследований к коммерциализации и выпуску продукции нужно создать недостающие звенья и объекты инновационной инфраструктуры, достроить так называемые технологические коридоры. Необходимы реально действующие технопарки, структуры, содействующие кооперации малого и крупного бизнеса, а также механизмы отбора конкурентоспособных инновационных проектов. Перспективной является разработка системы отраслевых центров коллективного пользования высокоспецифичным оборудованием.
С целью повышения привлекательности входа в этот бизнес необходима разработка информационно-телекоммуникационной сети в сфере инновационной деятельности, что позволит решить вопрос создания электронной биржи инновационных проектов, доступности информации о деятельности инфраструктуры, устранения неопределенности относительно востребованности вида наукоемкой продукции.
Для стимулирования производства востребованных продуктов нужно сделать центры трансфера технологий, коммерциализации, маркетинговые центры.
Камнем преткновения для малого и среднего бизнеса зачастую становится недостаток собственных средств…
— Поэтому необходимо решить вопрос расширения их доступа к финансам. Возможными механизмами тут могут стать предоставление гарантий по банковским кредитам под инновационные проекты, венчурное финансирование и соответственно увеличение ресурсного обеспечения областного венчурного фонда хотя бы до 350—400 млн руб., предоставление грантов, развитие лизинга для технического перевооружения инновационных предприятий.
В Свердловской области целесообразно использовать опыт комплексного развития инновационной деятельности на территориях с высокой концентрацией научного и промышленного потенциала. Субъекты малого и среднего предпринимательства, организации инновационной инфраструктуры могут входить в качестве одного из системообразующих блоков в структуру кластера. У нас есть предпосылки для создания машиностроительного кластера в северной части Екатеринбурга, где функционируют Уралмашзавод, Уралэлектротяжмаш, машиностроительный завод им. М.И. Калинина, турбомоторный завод.
Сегодня представители малого и среднего бизнеса, объединения предпринимателей должны принять участие в разработке инновационной политики, и именно поэтому мы объявили 2008 год — годом инновационного развития малого и среднего предпринимательства.