Продажа результатов интеллектуальной деятельности (РИД) и средств индивидуализации, среди которых фирменное наименование, товарный знак и другие объекты, подразумевает их использование и получение прибыли на различном уровне — внутри предприятия, в отрасли, во внешнеэкономической деятельности. Независимо от размеров предприятия коммерциализация РИД должна осуществляться на системной основе, опираться на существующую в наукоемких отраслях страны инфраструктуру, нормативно-правовую базу и отраслевые стандарты.
В современных условиях повышается самостоятельность организации в принятии стратегических решений, так как в рыночной экономике именно на организационном уровне обеспечивается необходимая концентрация всех видов активов для выпуска продукции.
Действующая нормативно-правовая база в области прав на результаты научно-технической деятельности (РНТД) уже позволяет предприятиям получать дополнительную прибыль от внедрения инноваций. Но случаи использования РНТД в качестве ресурса еще редки. Руководители пока предпочитают увеличивать прибыль за счет роста продаж и снижения себестоимости продукции.
В ближайшие годы в случае успешной трансформации сырьевой экономики в инновационную неизбежен переход от стратегий низких цен к стратегиям роста качества и дифференциации продукции — от выживания к развитию.
Однако в условиях деятельности ряда предприятий высокотехнологичных и наукоемких отраслей на рынках двусторонней монополии (предприятие — вышестоящее ведомство) или олигополии рыночные сигналы нередко отсутствуют. Ценовые, продуктовые и маркетинговые стратегии основываются не на балансе спроса и предложения, а на результатах переговорного процесса (часто непрозрачного) между небольшим числом участников рынка с повышенными трансакционными затратами.
Такой процесс в долгосрочном периоде ухудшает конкурентоспособность, результативность и эффективность экономической деятельности.
Есть и еще одна проблема. Несмотря на совершенствование законодательства по защите результатов научно-технической деятельности, на практике авторы не получают авторского вознаграждения или получают его в неадекватных размерах. Причиной этого зачастую является стремление к переделу интеллектуальной собственности. Да и сам размер авторского гонорара обычно весьма мал. В ГК о нем вообще нет речи. К тому же в крупных научно-производственных организациях нередко считается, что эти результаты появляются благодаря коллективной деятельности. Если же автор или авторы известны, то регистрация их прав чаще всего не проводится. Динамика выдачи патентов Российской Федерации если и не падает, то во всяком случае не растет. Так, в 2006 г. выдано патентов (см. справку) по сравнению с 2005 г. всего 99,61%. Да и количество зарегистрированных патентных поверенных согласно статистике в России составляет 1119, тогда как в США их более 40 тыс.
Для государства это приводит к тому, что размер авторского вознаграждения за результаты научно-технической деятельности не учитывается в себестоимости продукции. Как следствие, это проявляется в заниженной стоимости образцов техники при их продаже конечным потребителям.
Взаимосвязанными побочными результатами являются низкая динамика обновления кадров, акцентирование на маркетинговых и выставочных мероприятиях по максимальному продвижению модернизируемой продукции вместо создания инновационной.
Отличительные черты
В контексте вышесказанного система коммерциализации прав на РНТД на уровне предприятия должна отличаться следующими чертами:
· поддержкой всех этапов жизненного цикла инновационной продукции, начиная с фундаментальных научно-исследовательских работ и прикладных опытно-конструкторских разработок, а не только этапа продаж, эксплуатации и утилизации (практически это должно обеспечиваться за счет рефинансирования из прибыли от продаж — усиливающая обратная связь);
· разработкой взаимосвязанной продуктовой и маркетинговой стратегии предприятия с учетом ограничений, накладываемых его формой собственности (практически возможен как продуктовый, так и маркетинговый подход);
· смещением с правовых на экономические акценты управления РНТД, усилением роли заместителя генерального директора по экономическим вопросам;
· созданием на предприятии работоспособной системы вознаграждения авторов РНТД на первом этапе на основе бюджета предприятия, а в последующем — за счет рефинансирования от коммерческой деятельности;
· обеспечением непрерывности получения (разработки) и последующего управления охраноспособными РНТД, усилением функций технологического аудита и корпоративного образования, в том числе дистанционного;
· формированием корпоративной базы знаний для создания информационной системы поддержки управления РНТД.
Обеспечение прибыли
от прав на РНТД
Схема информационного, инфраструктурного и финансового обеспечения системы коммерциализации прав на РНТД предприятия наукоемкой отрасли приведена на рисунке.
Комплексная отраслевая система извлечения выгоды из инновационного процесса должна включать следующие функциональные системы:
· технологическое прогнозирование (форсайт) и формирование приоритетов и сценариев инновационного развития, а также новых рынков отраслевой высокотехнологичной продукции (проактивное предложение, акцептируемое рынком, формирует новые виды потребительского спроса);
· автоматизированную информационную систему мониторинга ведущихся высокотехнологичных разработок и базу знаний для поддержки принятия управленческих решений;
· систему обеспечения правообладанием РИД, включая механизмы вовлечения этих результатов в хозяйственный оборот;
· систему построения «технологических коридоров», обеспечивающих преодоление межведомственных барьеров.
В различных странах применяются разнообразные формы коммерциализации технологий. Эти формы в зависимости от национальной модели экономики и менеджмента могут сильно отличаться. С учетом сложившихся институциональных особенностей российской модели управления можно предположить, что перспективной формой будет являться частно-государственное партнерство. К примеру, региональные и отраслевые венчурные фонды будут аккумулировать государственные и частные средства, страхуя риски для непрофильных инвесторов (из других регионов и отраслей) за счет рациональной диверсификации портфеля инновационных проектов.
Особое значение и своевременность приобретает продажа прав на РНТД ввиду присоединения нашей страны к ВТО, снижения средних значений таможенных тарифов и связанного с этим усиления конкуренции на внутренних рынках.
СПРАВКА
Патент — это документ, который подтверждает право его обладателя на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Патент удостоверяет приоритет и авторство. Срок действия патента — от 8 до 20 лет. Услуги по получению патентов оказывают специальные юристы — патентные поверенные.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ГК РФ
Авторское право
· Литературные произведения (включая программы для ЭВМ)
· Драматические произведения
· Хореографические произведения
· Музыкальные произведения
· Аудиовизуальные произведения
· Произведения изобразительного искусства
· Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства
· Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства
· Фотографические произведения
· Картографические произведения
· Составные произведения
Права, смежные с авторскими
· Исполнители
· Производители фонограмм
· Организации эфирно-кабельного вещания
· Изготовители баз данных
Патентное право
· Изобретение
· Полезная модель
· Промышленный образец
Селекционное достижение
Топология интегральной микросхемы
Секрет производства (ноу-хау)
Средства индивидуализации
· Фирменное наименование
· Товарный знак /знак обслуживания
· Наименование места происхождения товара
· Коммерческое обозначение
РИД в составе единой технологии