Государство до сих пор не создало налоговый режим, который обеспечил бы ускоренный экономический рост АПК. Сельское хозяйство в сегодняшней форме не может служить эффективной налоговой базой, поэтому Правительство должно максимально снизить налоговое бремя для сельхозпроизводителей и предприятий по переработке сельхозпродукции.
· Уровень зарплаты в сельском хозяйстве — самый низкий по стране. Производительность труда и рентабельность производства не позволяют повысить зарплату. В сегодняшней ситуации ее можно увеличить только путем снижения издержек и производителя, и переработчика. Учитывая доходы бюджета, можно установить оптимальные налоговые ставки: ЕСН — 10%, а подоходный налог отменить.
· Более 90% сельхозпроизводителей работают на едином сельхозналоге. Продукция реализуется без выделения НДС, поэтому переработчики устанавливают закупочные цены на сырье с учетом НДС, как правило, на 10% дешевле. Более 60% затрат и основные производственные фонды (ОПФ) поступают с НДС 18%, таким образом, материальные затраты дороже на 18%, товарный продукт дешевле на сумму НДС 10%. Выход — разрешить выделение сельхозпроизводителями НДС (или же ввести нулевую ставку). Это позволит увеличить доход без ущерба для экономики.
· Необходима отмена налога на имущество на все ОПФ в отрасли. Льгота должна распространяться также на переработчиков: элеваторы, агроснабы, машинно-тракторные станции, уборочные комплексы и т.д.
Снятие налоговых барьеров — это стимул для развития отрасли, эффект от этого будет больше, чем от прямых бюджетных дотаций и инвестиций.
П. Василенко, Павловск, Воронежская обл.