Среди работодателей существует устойчивое мнение, что по уровню профессиональных знаний выпускники вузов и средних специальных учебных заведений, принятые на работу, уступают сотрудникам, уже трудящимся на данном предприятии.
Тезис «Забудь все, чему тебя учили прежде, и начинай учиться сначала» был популярен у нас и в прежние времена. Но сегодня, сетуют работодатели, многим выпускникам различных учреждений и забывать-то нечего.
Как следует из Доклада Общественной палаты РФ «Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?», от 20 до 30% образовательных программ вузов не дают даже минимально необходимых для профессиональной деятельности компетенций.
Это, в первую очередь, относится к экономическим, управленческим, юридическим специальностям, которые были открыты в 90-е гг. практически в каждом вузе в условиях хронической нехватки ресурсов и служили «дойной коровой». Тут уж не до качества образования.
Основная причина недовольства работодателей: отечественная образовательная система никак не настроена на базовые механизмы и ценности, присущие рыночной экономике. Среди них конкурентность, инициативность, самоуправление, выбор, ответственность, динамичность и т. п.
Исследования показали, что предприятия создали собственную систему переподготовки и дополнительного образования. 29% из них ведут образовательную деятельность: имеют курсы переподготовки, учебные центры, ПТУ, колледжи и вузы.
Работодатели предпочитают направлять работников на обучение на другие предприятия, а не в официальные образовательные учреждения.
Сами же выпускники вузов и молодые работники выражают желание продолжить образование в бизнес-школах (см. график), справедливо полагая, что новые знания и навыки помогут им поднять свой потенциал для продвижения по карьерной лестнице.
Да и с точки зрения работодателя опыт и наличие сертификатов о дополнительном образовании более важны, чем характеристики учебного заведения, где выпускник получил образование, и уровень его учебных достижений в нем (см. табл.).
Если о важности опыта и наличия рекомендаций с предыдущих мест работы говорят 54% и 38% работодателей соответственно, то репутация и известность учебного заведения важна только для четверти из них. Еще меньшую роль играет содержание диплома (10%). Таким образом, качественные характеристики высшего образования слабо различаются рынком труда.