Подготовка любого специалиста в области менеджмента требует ответа на вопрос, можно ли таких специалистов готовить на программах первого высшего образования или же эта подготовка должна основываться на предшествующем практическом опыте? И следовательно, ее нужно проводить в рамках так называемого дополнительного образования? Обязательно ли, чтобы в его подготовке участвовал бизнес, а если да, то как?
Как взаимодействуют бизнес и система образования сегодня — вопрос достаточно праздный. И если рассматривать подготовку специалистов разного уровня в системе координат знаний и умений (см. схему), то становится совершенно очевидно, что система образования — это преимущество по первой шкале, а практическая деятельность, работа в бизнесе — это преимущество обеспечения навыков.
Отталкиваясь от этого, можно сказать, что существует много способов взаимодействия бизнеса и системы образования. При этом само взаимодействие можно разделить на два типа: отношения высшей школы с бизнесом и отношения системы дополнительного образования с бизнесом.
Первое высшее
Если говорить о первом случае, то широко распространяемая сейчас практика, когда бизнес дает советы, чему и как нужно учить людей, очень опасна. Первое высшее образование закладывает мировоззрение людей, основу культуры, которой они будут пользоваться всю жизнь. А бизнес ориентирован на сегодняшний день, на решение сегодняшних задач, которые он ставит системе первого высшего образования. Однако образовательный цикл подготовки специалиста в вузе составляет 6 лет, и невозможно предсказать, будет ли человек востребован после того, как закончит обучение.
Когда не хватало бухгалтеров, то их готовили в масштабах, превосходивших все ожидания. А потом наступил момент, когда число специалистов, получивших подготовку в этой сфере, в несколько раз превосходило потребности организаций в них.
Но, несмотря на это, бизнес может оказать огромную поддержку первому высшему образованию. В первую очередь это мастер-классы. Молодым людям абсолютно необходимо общаться с профессионалами той специальности, которой они учатся. Видеть, кем они в конечном счете могут и должны стать.
Очень важно, чтобы бизнес давал возможность прохождения практики молодежи. В России сейчас уже нет обязательного распределения после вуза, нет, как в советской системе, обязательного распределения на практику. И в этой области наблюдаются колоссальные проблемы. Предприниматели жалуются на неопытных специалистов, а могли бы помочь.
Ну и наконец, бизнес может предоставлять возможности для написания выпускных дипломных работ, тем самым еще больше приближая студента к тому, чем он будет заниматься после того, как приобретет профессию. Таким образом, возможности здесь есть.
Дополнительное образование
Гораздо больше возможностей для взаимодействия бизнеса с бизнес-школами, поскольку последние решают более краткосрочные задачи, нежели первое высшее образование. Здесь уже согласование образовательных программ абсолютно необходимо, но инициатива в этом случае должна исходить от бизнеса.
Навыки и знания во многом связаны с использованием кейс-методов. Сейчас широко распространено мнение о том, что главный недостаток российских бизнес-школ связан с тем, что особенно редко используются кейс-методы. Но откуда брать кейсы? Если бы российские организации открыли двери для бизнес-школ и предоставили бы необходимую информацию, как это делают западные компании, то обеспечили бы значительный прогресс российского бизнес-образования. Ведь то сотрудничество, которое существует в настоящее время, позволяет написать кейс исключительно на уровне статьи в журнале, что, естественно, никому не нужно.
Кроме того, представители бизнеса не слишком приспособлены к преподаванию. Они могут рассказать что-то на 2—4 часа, но редко могут прочитать полный курс лекций. Одни из наиболее успешных практиков-преподавателей — это менеджеры направления HR, поскольку обладают умением говорить и общаться с людьми, проводить мастер-классы. Они способны построить связанный курс, но он будет касаться только направления «Управление персоналом».
Важная точка соприкосновения
Одно из самых слабых мест российского образования — отсутствие исследований в соответствующих областях бизнеса. Погружены в этот процесс только отдельные люди, нет системного решения проблемы. Но как раз в этой сфере возможно очень серьезное сотрудничество бизнеса и системы образования. Система образования может дать знания научной методологии, умение облекать результаты в слова, которые хорошо воспринимаются другими. Бизнес принесет свои знания, свой уникальный практический опыт, оригинальные подходы, если такие исследования будут проводиться. Причем данные исследования должны быть не такими, какими они представлены в западных журналах.
Сегодня нужны исследования, ориентированные на практику и обобщающие опыт отечественных компаний. Ведь из этого опыта создается история становления российского бизнеса. Ис-следования нужны бизнесу, потому что он может использовать полученные результаты на практике, и образованию, так как в результате этих исследований можно управлять учебным процессом. Они делают сотрудничество бизнеса и образования наиболее эффективным и реализуемым.