Президент, известно, не дал депутатам вновь избранной Госдумы нормально передохнуть после выборов — собирает уже на днях. Между тем многие из них (учитывая результаты народного волеизъявления), несомненно, заслужили это своей работой в составе прошлого созыва. Что ж, есть повод оценить не только их законотворческие усилия последних четырех лет, но и то, что они оставили «почитать» Думе пятого «призыва».
На завершающем заседании Государственной Думы четвертого созыва в середине ноября ее глава Борис Грызлов назвал впечатляющие цифры рассмотренных и принятых законов. «ЭЖ» решила свести эти показатели с данными о законотворчестве Думы двух предыдущих созывов (см. табл. на стр. 3). Даже беглый взгляд улавливает, что темпы законодательной работы депутатов в последнюю четырехлетку серьезно возросли. Но у редакции нашей газеты профессиональная слабость к цифрам, поэтому приведем и некоторые конкретные показатели этих темпов.
Итак, число законопроектов, внесенных в нижнюю палату парламента, выросло на 10%, отсеяв больше 1000 «идей», Совет Госдумы пропустил к рассмотрению на 10,4% законопроектов больше, чем в предыдущем созыве. Депутаты не дрогнули, наоборот, рассмотрели на 39,5% «проектировок» больше, а затем приняли и одобрили их с ростом на 39,2%. На следующих этапах утверждения получили «отбой» всего 37 законов, что почти в 2,8 раза меньше, нежели в третьем созыве.
Наконец, удостоились пера Президента на 46,5% законов больше. Любопытно и соотношение между законами, прошедшими Думу и реально увидевшими свет, которое можно условно назвать «коэффициентом взаимодействия между ветвями власти». Так вот, для Думы второго созыва этот «коэффициент» составил 70,5%, для третьего — 93,6, нынче — 98,5% (!).
В общем, по всем пунктам — пять баллов с плюсом. Это что касается количественной стороны. Но и содержательную часть слабой отнюдь не назовешь. Конечно, число законов, названия которых начинаются со слов «О внесении изменений...», наводит на грустные размышления, что все же лучше — количество или качество.
Однако ошибки прошлого надо исправлять, да и жизнь вносит коррективы. Но уж точно не поспоришь, что был принят мощный массив законодательства, нацеленного на радикальный поворот экономики страны в инновационную сторону и рост благосостояния, социального здоровья народа. Правда, все это надо еще толково реализовать, так что окончательную оценку выставит жизнь, и не завтра. По некоторым появившимся проблескам есть надежда, что «баллы» будут тоже высокими.
Законотворчество, однако, на этом не заканчивается. Будьте уверены, депутатам пятого созыва тоже скучать не дадут — много еще чаяний у людей, у бизнеса. Кстати, кое-что «почитать» им коллеги уже оставили. «Библиотечка» насчитывает 130 законопроектов, прошедших лишь первое и второе чтения. Почему их не «зачитали» до полного принятия — то ли времени не хватило, то ли литература так себе, — разбираться новым депутатам. Думается, имело место и то и другое.
Вот, к примеру, проект конституционного закона «О Правительстве РФ», дважды читан и содержанием любопытен: обязать членов Кабинета в публичных выступлениях «выражаться» только в рублях. Стоит ли его читать по третьему разу, рекомендовать сомнительно — министры, кажется, ошибку осознали и добровольно исправились…
Может быть, надо повторно «полистать» законопроекты, касающиеся банковской деятельности (их в загашнике хватает), рынка ценных бумаг, шлифовки земельных, корпоративных отношений, страхования ответственности владельцев опасных объектов, совершенствования таможенного администрирования в части расчета, уплаты, взыскания и возврата платежей… Однозначное «спасибо» скажут многие предприниматели за ускорение чтения законопроекта о возможности эксплуатации моделей ККТ, исключенных из Госреестра, до истечения срока их полезного использования.
Есть законы, выхода в свет которых предприниматели ждут как бестселлера. Малый бизнес, несомненно, жаждет узнать особенности своего участия в приватизации арендованного им государственного и муниципального имущества. Многие фирмы и «индивидуалы», платящие ЕНВД, уже отчаялись ждать свободы от применения контрольно-кассовой техники. Поэтому появление в Госдуме законопроекта на этот счет стало почти сенсацией. Настораживает, правда, что документ этот объявился перед выборами. Да и Минфин как-то подозрительно помалкивает. Но этот законопроект уж точно можно рекомендовать депутатам читать и без заминки перечитывать.
Кстати, вскоре, возможно, «на рецензию» им поступит еще один увлекательный «роман» со старым, но не теряющим свою остроту сюжетом — о налогообложении трансфертных цен. Глава нашего Правительства наказал наконец Минфину наступить на горло собственной песне и до февраля подготовить соответствующий законопроект с учетом принципов, на которых стоит РСПП. Если так и случится, то читать эту вещь стоит не откладывая. Деловое сообщество за это будет премного благодарно.