В новый год с налоговым паспортом

| статьи | печать

Часто органы местного самоуправления сетуют о мизерной налогооблагаемой базе муниципалитетов, но очень редко говорят о причинах недобора местных налогов. Возникает вопрос: а все ли они делают для полного сбора налогов и недоимок по ним? О том, какой опыт внедрили на территории Рузского района, рассказывает Людмила ГАНИНА, к.э.н.

 

Хорошо забытое старое

По оценкам различных специалистов уровень собираемости местных налогов в среднем по стране едва превышает 30%. Эксперты указывают и главную причину низкой собираемости — отсутствие достоверных и исчерпывающих сведений о налогоплательщиках.

В нашем Рузском районе этот показатель равен 45,5%. Тоже мало. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что нужен инструмент объективной оценки налогового потенциала территории. Им, на наш взгляд, может стать налоговый паспорт муниципального образования (МО).

Идея создания такого документа не нова. Еще в 1999 г. МНС России разрабатывало типовое положение о подобном инструменте, призванном способствовать местным властям в составлении своевременного и качественного налогового прогнозирования.

Предполагалось, что в нем будут общая характеристика территории, расчеты объемов и структуры поступления налоговых сборов по отраслям экономики, задолженности по ним, информация по выпадающим доходам, а также сведения о выполнении финансово-кредитными учреждениями своих функций по перечислению в бюджетную систему налогов и сборов. Налоговый паспорт МО мог также содержать сумму показателей, определяющих тенденции развития макроэкономической ситуации на территории, состояние налоговой базы и перспективу ее развития. К сожалению, эта идея не была реализована.

 

Налоговый паспорт Рузы

Начали мы с создания единого банка данных, учитывающих особенности района, прогноз налоговой нагрузки и налогово-бюджетный потенциал. В него стекается информация о:

·        хозяйствующих субъектах, обладающих имущественными правами, и их деятельности;

·        объектах недвижимого имущества, расположенных и строящихся в районе;

·        разработанных и принятых к реализации инвестиционных проектах, об их экономическом эффекте, резервах и вложениях.

Работа с формируемой базой данных показала, что на совокупность максимально возможных налоговых поступлений, рассчитанных исходя из действующих (прогнозных) ставок с учетом установленного порядка их начисления в сложившихся условиях хозяйствования, оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы.

К первым относятся:

·        действующее налоговое законодательство,

·        уровень развития экономики района, его отраслевая структура,

·        динамика действующих цен,

·        объем и структура экспорта и импорта.

К субъективным причинам можно отнести состояние региональной налоговой политики, количество и объем предоставляемых льгот, отсрочек.

Уже на стадии создания налогового паспорта мы получили заметные результаты (см. справку).

 

Теневой оборот как резерв налогообложения

Серьезное влияние на достоверность оценки налогового потенциала оказывает теневой оборот. По данным из разных источников, в среднем по России он достигает 40% легального оборота. Мы тоже произвели собственный учет и сделали вывод: легализация «серого» оборота по мере совершенствования законодательства и оптимизации контроля за его соблюдением может существенно пополнить налогооблагаемую базу.

Выходу предпринимателей из тени поможет налоговый паспорт, поскольку он делает открытой и прозрачной систему планирования и вносит определенность в прогнозирование. Создается динамично развивающаяся информационно-аналитическая база для решения многих задач.

Расчеты по налоговому потенциалу осуществляются на базе прогноза социально-экономического развития Рузского муниципального района.

Полученная информация способствует решению местной властью задач по:

·        мобилизации доходов бюджета района;

·        развитию различных территорий;

·        выработке вариантов реализации инвестиционных программ в районе;

·        обоснованию решений о характере отдельных мероприятий (изменение целевого назначения земли, снос, реставрация, реконструкция или капитальный ремонт зданий и т.д.);

·        реализации налоговой политики, в том числе в части постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность или являющихся владельцами объектов недвижимого имущества или земельных участков в районе, но зарегистрированных на территории других районов Подмосковья и в других субъектах Федерации;

·        оперативному планированию поступлений налогов и сборов в бюджет района и в бюджет Московской области.

К сожалению, еще достаточно развито стремление некоторых налогоплательщиков избежать уплаты налогов. Причем не только за счет теневых оборотов, но и путем применения различных схем уклонения. Это проблема не только нашего района, но и страны в целом.

Налоговый паспорт позволит изменить ситуацию к лучшему, поскольку станет основой для анализа экономического и налогового потенциала муниципального образования, а также выявления причин роста или снижения налоговых поступлений. Одновременно он будет служить базой для выявления новых организаций и постоянного мониторинга хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих деятельность или являющихся собственниками на территории района.

 

Территория — сложный социально-экономический механизм

Рузский район, как и тысячи других муниципальных образований, представляет собой сложный социально-экономический комплекс, в котором между производственной и социальной сферами необходимо устанавливать согласованность, взаимозависимость и эффективные пропорции для более полного использования природных и производственных ресурсов, трудового и научного потенциала, удовлетворения потребностей населения.

Анализ структуры налогового потенциала, факторов, оказывающих влияние на его формирование, а также требований и возможностей действующего налогового законодательства на федеральном и региональном уровнях показал основные направления увеличения налоговой, а следовательно, и финансовой базы района. На наш взгляд, это включается в:

1оздоровление экономики предприятий-налогоплательщиков и стабилизации их финансового состояния.

Один из путей подсказала деятельность районной Межведомственной комиссии по мобилизации доходов местного бюджета, итогом работы которой в 2006 г. стало погашение недоимки в бюджет района в сумме 11,3 млн руб., а за I полугодие 2007 г. — уже 13, 4 млн;

2 повышение результативности используемых в целом по области механизмов стимулирующего воздействия на повышение эффективности хозяйствования, расширение налоговой базы.

В этом направлении мы продолжим работу по выявлению в районе организаций и индивидуальных предпринимателей, объектов недвижимого имущества, не зарегистрированных в ИФНС РФ по Рузскому муниципальному району. Практикуем также выезд на объекты, внесенные в информационную базу, осуществляем мониторинг новых объектов, сбор и систематизацию сведений о собственниках объектов недвижимого имущества и земельных участков. Выездные мероприятия проводятся совместно с представителями различных ведомств;

3 формирование условий для развития и укрепления малого бизнеса.

Развитое предпринимательство ведет к быстрому созданию новых рабочих мест, оживлению товарных рынков, появлению самостоятельных источников дохода у значительной части экономически активного населения, снижению социальных нагрузок на расходы бюджетов. Естественно, деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от законодательной базы и практических действий федеральных органов исполнительной власти. Государственная поддержка малому предпринимательству просто необходима.

Однако и мы не сидим сложа руки. В целях создания благоприятного климата для малого бизнеса в разработанные Комплексную программу социально-экономического развития Рузского муниципального района на 2008—2011 гг. и Концепцию социально-экономического развития территории до 2016 г. введена Подпрограмма «Поддержка малого бизнеса и предпринимательства»;

4 воспитание законопослушного налогоплательщика, формирование позитивного отношения общества к уплате налогов как к конституционной обязанности каждого гражданина.

Нравственно-психологический настрой налогоплательщиков характеризуется негативным отношением к существующей системе налогообложения и низким уровнем налоговой культуры большей части населения. Принимая это во внимание, главной задачей по предупреждению налоговых правонарушений считаем целенаправленную работу по повышению налоговой культуры в обществе. Конечно, предстоит кропотливая практика широкого информирования населения о налоговом законодательстве и его применении, но без этого не обойтись;

5 улучшение собираемости налогов, в том числе посредством совершенствования работы фискальных органов за счет: оптимизации их структуры и численности; проведения оптимальной кадровой политики; оснащения их средствами связи и информатики; модернизации информационных ресурсов — баз данных о налогоплательщиках.

Каждое из перечисленных направлений представляет собой комплекс проблем, решая которые, мы сможем поднять налоговый потенциал района и повысить эффективность его использования.

 

СПРАВКА

На 1 января 2007 г. были сведения по 501 объекту недвижимого имущества и земельным участкам:

·        82 объекта, входящих в стационарную торговую сеть;

·        0 объектов организаций общественного питания;

·        3 объекта топливозаправочного комплекса;

·        1 объект транспортной инфраструктуры;

·        72 объекта лечебно-оздоровительного назначения;

·        299 садовых товариществ;

·        0 крестьянско-фермерских хозяйств;

·        44 объекта иного назначения, к которым относятся промышленные предприятия, административные здания, объекты социальной сферы.

К 1 июля 2007 г. в информационной базе значились 1848 объектов недвижимого имущества и земельных участков, из них:

·        645 объектов, входящих в стационарную торговую сеть;

·        50 объектов организаций общественного питания;

·        23 объекта топливозаправочного комплекса;

·        43 объекта транспортной инфраструктуры;

·        107 объектов лечебно-оздоровительного назначения;

·        299 садовых товариществ;

·        29 крестьянско-фермерских хозяйств;

·        652 объекта иного назначения.

 

ИСТОЧНИК: АДМИНИСТРАЦИЯ РУЗСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ