Стратегия прогнозов

| статьи | печать

Правительство к концу 2007 г. открыло глаза и удивилось: «Отечественная химическая промышленность в полном развале! Срочно нужна реанимация в виде разносторонней господдержки». Тут же были одобрены основные положения «Стратегии развития химического комплекса до 2015 г.». Теперь дело за утверждением проекта, которое, вероятно, состоится в первом квартале грядущего года.

 

Диагноз

Диагноз в Стратегии поставлен мягко: разрыв между потребностью рынка химической продукции и развитием химического комплекса, в перспективе нарастающий до критического размера вследствие постепенной утраты имеющихся и отставанием в формировании новых конкурентных преимуществ.

Говоря откровенно, химпром исчерпал резервы своего развития и не в силах сопротивляться конкурентам на мировом рынке.

Правительство полагает, что проблема химпрома носит системный характер и для ее преодоления необходим комплекс мер промышленной политики.

 

Проект или прожект

Стратегия провозглашает цель: сделать российский химический комплекс конкурентоспособным, а производство, качество и ассортимент отечественной химической продукции соответствующим спросу рынка.

Но первый же взгляд на поставленные задачи заставляет усомниться в серьезности намерений реаниматоров. Например, на первом этапе (2007—2010 гг.) «прогнозируется» (а не планируется) повысить глубину переработки нефти с 71,5 до 75%, на втором — до 80%. При том, что сегодня во всем мире глубина переработки нефти на обычном современном НПЗ — 95%.

В России ежегодно на факелах сгорает 20 млрд куб. м попутного нефтяного газа (ПНГ), принося стране убытки в 15 млрд долл. и выбрасывая в атмосферу более 400 тыс. т вредных веществ. Стратегия предполагает увеличить долю переработки ПНГ на первом этапе с 48 до 65%, а на втором — до 85%, но экология требует минимум 95%. Переработка ПНГ занимает в бизнесе российских нефтяников всего 1—4%. И здесь впору пришлось бы частно-государственное партнерство.

Прогнозируемые объемы финансирования химической и нефтехимической промышленности, необходимые для реализации Стратегии (включая расходы на НИОКР), составят 4040,7 млрд руб.

В итоге вклад химической промышленности в ВВП России увеличится с нынешних 1,7 до 2,9%.

На первом этапе (2007—2010 гг.) требуется 718,7 млрд. руб., а на втором (2011—2015 гг.) — 3322 млрд руб. Источник финансирования: собственные средства предприятий (прибыль и амортизация) — 60%, привлеченные средства — 40%. Из всего объема средств государство выделяет только 3 млрд руб. на
НИОКР (0,075% от общей суммы финансирования). Для того чтобы комплекс шел в ногу с прогрессом, на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу обычно выделяют не меньше 10% от общих затрат.

При этом глава Минпромэнерго Виктор Христенко, представляя документ на заседании Правительства, обозначил следующие задачи Стратегии:

·         техническое перевооружение и модернизация действующих и создание новых эффективных и экологически безопасных производств;

·         развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции;

·         организационно-структурное развитие химического комплекса в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции;

·         повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий химического комплекса;

·         развитие ресурсно-сырьевого и топливно-энергетического обеспечения химического комплекса;

·         развитие транспортно-логистической инфраструктуры;

·         кадровое обеспечение.

 

Вместе весело шагать

В решении проблем химпрома Правительство рассчитывает на активное участие частного бизнеса. В Стратегии этот альянс представлен как некая панацея. Впрочем, совсем недавно чиновники также беззаветно верили во всемогущество рынка. На промышленников и предпринимателей рассчитан и План мероприятий:

1.         Защита российских производителей от дискриминационных мер. Против российской продукции сегодня действует 33 санкции. Однако из 1140 международных стандартов в РФ в качестве национальных внедрено всего 328.

2.         Реализация инвестиционных проектов строительства крупных заводов по производству продуктов так называемой базовой химии.

3.         Стимулирование внутреннего спроса на химическую продукцию мерами по развитию других отраслей.

            Разработчики Стратегии уповают на бурное развитие транспортного машиностроения и авиатехники, которые повысят спрос на товары химпрома в несколько раз. Министр утверждает, что «условия локализации производства иностранных машин потребуют от химического комплекса выпуска инновационной продукции, способной заменить импортные аналоги».

4.         Стимулирование глубины переработки. Государство намерено рычагом акцизов и таможенных пошлин сдвинуть интересы промышленников с производства сырья и полуфабрикатов на освоение выпуска товаров высоких переделов. Для этого Правительство планирует изменить систему налогообложения предприятий химической промышленности.

5.         Поддержка НИОКР. Развитие важнейших инновационных проектов на паритетных с бизнесом (50/50) началах. Государство берет на себя финансирование самой рискованной части — НИОКР, а бизнес принимает обязательство по массовому производству и обеспечению соответствующего объема продаж. На эти цели в трехлетнем бюджете Минпромэнерго выделены 3 млрд руб. Ожидаемый эффект — превышение в 5—8 раз дохода над бюджетными затратами.

В результате инновационной политики, намеченной в Стратегии, к 2015 г. удельный вес прогрессивных технологий в химпроме едва достигнет 30—50%. Но в Минпромэнерго полагают, что этого уровня прогресса вполне достаточно, чтобы диаметрально изменить соотношение продукции высоких переделов с низкими: 70% — высоких и 30% — остальных. Тогда, по мнению министерских специалистов, более чем в 2 раза сократится доля импорта. Однако Стратегия прогнозирует и рост емкости внутреннего рынка до 2,2 трлн руб. к 2010 г. (в ценах соответствующих лет) и до 4,7 трлн руб. к 2015 г. (в 2006 г. 980 млрд руб.). Такой рост отечественного рынка с серьезным сокращением импорта можно представить только в том случае, если иностранные производители (как сегодня) активно мимикрируют.

Хотелось бы надеяться, что прогнозы Стратегии оправдаются и к 2015 году отечественная химическая индустрия встанет на ноги, наполнит страну и мировой рынок, не причиняя вреда природе и человеку. Но для этого из свода благостных предсказаний документ должен стать руководством к действию.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ БОЛЕЗНИ ХИМПРОМА

·         Оборудование и технологии устарели и не отвечают современным экономическим и экологическим параметрам. Степень физического износа основных фондов 50—80%. Коэффициент обновления производства в химпроме, по данным Росстата, в 4 раза ниже минимально необходимого и в 2—2,5 раза ниже аналогичного показателя по промышленности в целом.

·         Разрушение ценовой конкурентоспособности химических товаров галопирующими ценами на сырье и энергию уже привели к росту числа убыточных предприятий (36,7%). Обостряется и проблема снабжения отрасли углеводородным сырьем, на базе которого производится до 80% продукции.

·         Практически полное устранение государства от судьбы отрасли и упование чиновников на активность частных инвесторов привели к инновационной и инвестиционной стагнации.

·         Неадекватность российского химического машиностроения задачам развития химического комплекса.

·         Более 60% продукции предприятий российского химического комплекса проигрывает в глобальном соревновании.

 

К СВЕДЕНИЮ

Российский химпром производит 1,1% мирового объема химических товаров. 70% продукции низких и средних переделов. Вклад химпрома в ВВП — 1,7%, в налоговых платежах во все уровни бюджетов — 0,8%, доля в общероссийском экспорте — 4,4% (13,2 млрд долл.).