Каким стал нынешнний год для российского бизнеса? Какие барьеры стояли на пути предпринимателей, а что помогало им заниматься своим делом? Ответы на эти вопросы постарались дать авторы трех исследований, сделавшие опросы менеджеров малых, средних и крупных компаний и недавно представившие их результаты общественности.
МАЛЫЙ БИЗНЕС
Без помещений, денег, информации
Большая часть малых предприятий не располагают собственными помещениями. Поэтому, как показало исследование «ОПОРы», основные ожидания малого бизнеса, связанные с органами власти, относятся к возможности арендовать на льготных условиях или приобрести в собственность производственные и офисные помещения.
Три четверти опрошенных считают, что необходимо создавать целевые фонды муниципальной недвижимости, которую следует сдавать малым предприятиям, а в дальнейшем предоставить добросовестным арендаторам право выкупа этих площадей по щадящим ценам. Кстати, 67% респондентов расценивают нынешний рост арендных платежей в качестве большой угрозы для существования своего бизнеса.
На незаконные выплаты служащим местных администраций, милиционерам и другим проверяющим структурам у «малышей» уходит порядка 9,6% их ежемесячной выручки. В исследовании «ОПОРы», проводившемся в 2005 г., ясак чиновников отнимал 8,5% доходов малых компаний. К сожалению, результаты опроса подтверждают выводы международных экспертов об увеличении коррупции в нашей стране (по крайней мере в отношении малого бизнеса).
По-прежнему больной темой для малых фирм остается нехватка ресурсов для развития. Более половины опрошенных (53%) отмечают устойчивое положение своего бизнеса, но отсутствие ресурсов для его модернизации и расширения. Почти столько же респондентов (54%) полагают, что получить кредит в банке на эти цели невозможно, поскольку кредитные учреждения настаивают на залоге или гарантии третьих лиц. К тому же определенную сложность для малых предпринимателей представляет подготовка правильно оформленных бизнес-планов.
В то же время подавляющая часть собственников и менеджеров малых фирм даже не слышали о предназначенных для них инструментах поддержки, которые реализуются федеральными органами власти. О Программе МЭРТ РФ по созданию венчурных фондов не знают 86% опрошенных (а ведь исследование проводилось преимущественно среди технологичных предприятий), о возможности субсидирования процентной ставки при банковском кредитовании не ведает 71%, о подпрограмме развития небанковских микрофинансовых кредитных организаций не подозревают 69% участников опроса.
С поддержкой же региональных властей не знакома добрая половина малых предпринимателей. 52% малых фирм отмечают, что в их регионе им не предоставляется на льготных условиях муниципальная недвижимость, 44% подчеркивают, что не имеют доступа к государственным и муниципальным заказам, столько же малых предпринимателей не получают никакой информационной и консультационной поддержки со стороны местных властей.
СРЕДНИЙ БИЗНЕС
Неформалы от экономики
Результаты опроса средних фирм, проведенного Высшей школой экономики (ВШЭ) и Колумбийским университетом, продемонстрировали, что сами предприятия считают наиболее важными не финансовые, а организационные меры поддержки со стороны властей субъектов РФ. К самым востребованным они отнесли «помощь в подготовке и сопровождении инвестиционных проектов», а также «содействие в выделении земельных участков, подключении к инженерной инфраструктуре».
Кроме того, респонденты рассчитывают на помощь региональных властей при налаживании отношений с федеральными ведомствами. Производственные компании также надеются на содействие областных госорганов в контактах с российскими предприятиями-партнерами, банками и финансовыми институтами, на помощь в поисках инвесторов.
Большинство бизнесменов назвали в числе препятствий для развития среднего бизнеса высокие ставки налогов. Промышленные фирмы отметили нарастающий дефицит квалифицированных кадров.
По мнению проводивших опрос экспертов, его данные позволяют говорить о формировании устойчивых «правил игры» в сегменте среднего бизнеса в регионах. Однако в значительной мере эти правила носят неформальный характер. Данный вывод подтверждает и значительная доля теневого оборота (более 20%) при высоком уровне доверия бизнесменов к предпринимателям из своего региона.
Неформальные деловые сети, по сути, становятся защитным механизмом от конкуренции, в которую втягиваются предприятия в условиях глобализации. Но модернизация предприятий при этом будет проводиться за счет собственных средств при минимальном участии внешних инвесторов. В результате средние компании рискуют оказаться в определенной изоляции, что может привести к отставанию по сравнению с предприятиями, вовлеченными в глобальную конкуренцию.
КРУПНЫЙ БИЗНЕС
«Тугие кошельки»
По мнению исследователей, работавших по заказу РСПП, самое сильное беспокойство предпринимателей вызывает характер делового климата в России. Сводная диаграмма, отражающая его оценки, сделанные собственниками и топ-менеджерами компаний, показывает, что большинство из них находятся в зоне неодобрения.
Очевидный признак неблагополучия отечественной деловой среды — негативные условия, в которые попадают новые компании. Только один из пяти опрошенных считает, что среда благоприятствует организации и ведению молодого бизнеса. По оценкам же большинства (63%), она не выполняет своей стимулирующей функции и препятствует формированию новых бизнес-единиц.
Основные «проблемные зоны» делового климата в России сегодня связаны с противоречивым характером отношений между бизнесом и внешней средой, прежде всего властью.
По мнению респондентов, госорганы всех уровней потребительски относятся к бизнесу, видят в нем лишь «тугой кошелек» (55%) и не считают его силой, обладающей серьезным экономическим и политическим потенциалом. Только 8—15% опрошенных полагают, что власть относится к бизнесу как к локомотиву развития экономики и общества или как к равноправному партнеру.
Основным рассадником коррупции бизнесмены называют правоохранительные органы (43%). Немногим отстают от них местные структуры власти (39%) и территориальные подразделения налоговой инспекции, ФАС, СЭС и пожарной инспекции (33%).
Причем чем выше уровень органа власти, тем меньше в нем распространена коррупция. Во всяком случае, региональные органы власти в числе наиболее коррумпированных инстанций упоминались заметно реже, чем местные (20% и 39% соответственно), а случаи коррупции в федеральных органах исполнительной власти отметили лишь 11% респондентов.
Величина действующих налоговых ставок и характер налогового администрирования предпринимателей не устраивают. Они убеждены, что ставки налогов слишком высоки (53%), а налоговое администрирование скорее мешает нормальному ведению бизнеса, чем способствует ему (44%).
Тем не менее крупный бизнес сегодня ожидает от власти не опеки и преференций, а четких и строго соблюдаемых «правил игры», которые позволят ему работать эффективно и на законных основаниях (64%). Остальные требования к государству — создание инфраструктуры для бизнеса, поддержка приоритетных предприятий и секторов, регулирование доступа на российские рынки иностранных производителей — поддержали гораздо меньше респондентов (8—26%).
В заключение отметим очень интересный вывод, который можно сделать на основании данных всех трех исследований: собственники и руководители компаний стали больше доверять своим партнерам по бизнесу.
Более половины (53%) малых предприятий постоянно или частично выполняют заказы крупного бизнеса. Доля менеджеров средних компаний, доверяющих своим контрагентам по бизнесу, за последнее время возросла с 72 до 90%. Среди руководителей крупных фирм подавляющее большинство — 82% — уверено в добросовестности своих партнеров.
На фоне невысокого мнения предпринимателей всех уровней об условиях хозяйствования, которые создает государство, доверие к своим партнерам по бизнесу явно служит фактором, способствующим развитию компаний.