Налог на добавленную стоимость (далее — НДС) вызывал и вызывает споры с момента его введения. В последнее время страсти накалились настолько, что Минфин РФ счел необходимым подготовить необычное по своему содержанию Письмо от 28.12.2007 № 03-07-03/194 о реформировании НДС. Оно является ответом на предложения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» об изменении действующей системы исчисления данного налога. Из содержания Письма следует, что финансовое ведомство оказалось вынуждено отреагировать на эти предложения в связи с получением соответствующего поручения из Аппарата Правительства РФ. Называя предлагаемый порядок исчисления НДС «почти революционным», Минфин дает решительный отпор сторонникам радикальных новаций.
Немного истории
Налог на добавленную стоимость — не выдумка российских чиновников. Например, в Германии он был введен еще в 1919 г. В настоящее время он широко распространен, действуя, в частности, в странах ЕС.
В России он был введен Законом от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость». На момент своего появления этот правовой акт был небольшим по объему и состоял из 10 статей.
Впоследствии этот налог «перекочевал» в гл. 21 Налогового кодекса РФ, которая была введена в действие с 1 января 2001 г. Порядок его исчисления и уплаты значительно изменился и усложнился. Об этом свидетельствует и количество статей новой главы — на момент ее введения их было 36. Постоянно вносимые поправки привели к тому, что сейчас текстовой объем гл. 21 НК РФ превышает «законный» аналог примерно в 15 раз!
За НДС прочно утвердилась репутация самого сложного и «хитрого» налога. С одной стороны, законопослушным налогоплательщикам в поисках правды приходится доходить до самого верха судебной системы. С другой стороны, аферисты умудряются поживиться за счет бюджета путем незаконного возмещения налога.
Справедливости ради отметим, что махинации с НДС — не только наша беда. Например, в 2003 г. из бюджета Германии жулики «вытянули» 23 млрд долл.
Хотим как в Африке…
Что же заставило «деловых людей» обратиться в Правительство РФ?
Прежде всего они предлагают беззачетную схему начисления НДС на сумму добавленной стоимости в цене товаров, работ и услуг, резко снизив при этом налоговые ставки. По их мнению, отказ от возмещения налога сократит потери доходов бюджета и позволит решить проблему с так называемыми фирмами-«однодневками». Такой порядок также даст возможность снизить издержки по администрированию налога и повысить конкурентноспособность российской налоговой системы по сравнению с быстроразвивающимися странами.
Поскольку в результате такой реформы от ныне существующего НДС останется только его название, «Деловая Россия» ссылается на то, что данный налог не применяется, например, в США, Индии, а также в странах Северной Африки и Ближнего Востока.
Хотите реформ? Будут!
Отвергая необходимость радикальных изменений, Минфин прежде всего ссылается на европейский опыт. Отмечается, что действующая в ЕС унифицированная система налога на добавленную стоимость, сформированная в конце 60-х гг. прошлого века, применяется до сих пор.
Не отрицая наличия проблем, возникающих при его исчислении и уплате, финансовое ведомство с гордостью указывает на ряд нововведений, «направленных на приближение российского НДС к лучшим зарубежным аналогам».
В частности, указывается на снижение налоговой ставки с 20 до 18%, переход на исчисление налога по методу начисления, введение единого порядка принятия НДС к вычету, увеличение с одного месяца до квартала продолжительности налогового периода.
По мнению Минфина, указанные изменения приведут к увеличению финансовых ресурсов предприятий, а также к снижению административной нагрузки на налогоплательщиков.
А вот и «радостная» новость: с целью совершенствования администрирования НДС рассматривается вопрос о целесообразности создания системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков данного налога. Основными принципиальными моментами этого предложения финансовое ведомство называет следующие (приводится дословно):
1 налогоплательщиками НДС будут признаваться организации и индивидуальные предприниматели, которые получат свидетельство налогоплательщика НДС;
2 свидетельство налогоплательщика предполагается выдавать налоговыми органами на основании документов, подтверждающих осуществление организациями (индивидуальными предпринимателями) на территории РФ деятельности, являющейся объектом обложения НДС, в течение определенного времени;
3получение установленного размера выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению.
Как говорится, «вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Начали за здравие, а кончили за упокой…
Финансовое ведомство полагает, что введение такой системы может способствовать решению проблемы со злоупотреблениями при возмещении налога и стать дополнительным инструментом налогового контроля.
От себя добавим, что это нововведение обязательно приведет к увеличению штатов налоговых органов, регулярно получающих зарплату, и к издержкам предприятий, связанным с получением свидетельств. А также усложнит и так довольно запутанную систему обложения НДС. При этом не исключено, что любители поживиться за счет бюджета смогут приноровиться и к планируемому новшеству.
Что у кого болит…
Понятно, что представители бизнеса стремятся к увеличению доходов, в том числе и за счет снижения налогового бремени. Но значит ли это, что только жажда наживы заставила их обратиться с «челобитной», которую Минфин полностью отверг? Действительно ли все аргументы «Деловой России» абсурдны, а предложения никчемны?
Проблема совершенствования системы налогообложения, и в частности громоздкого механизма уплаты НДС, требует скрупулезного экономического и правового анализа. В обсуждаемом Письме финансовое ведомство утверждает, что его позиция согласована с Минэкономразвития и Минпромэнерго России. О том, как проходило это согласование, можно только догадываться.
Между тем представители «Деловой России» еще в 2006 г. утверждали, что, по их расчетам, если предлагаемые ими меры будут введены с 1 января 2007 г., то уже в 2008 г. прирост ВВП, в том числе за счет выхода из тени предприятий, превысит запланированный уровень на 3—4%, что даст государству не менее 1 трлн руб. дополнительных поступлений.
Проверил ли Минфин «со товарищи» эти расчеты? По Письму не скажешь. Финансовое ведомство отделывается общими фразами, а его доводы напоминают известный аргумент: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда».
Ссылаться на европейский опыт, конечно, хорошо, но не следует забывать, что в странах ЕС, несмотря на унификацию, свои особенности уплаты этого налога.
Трудно ожидать от госструктуры инициативы, которая приведет к сокращению ее финансирования в связи с уменьшением объема администрирования. А вот еще больше усложнить систему налогообложения, введя систему выдачи новых свидетельств, — пожалуйста!
Ведь «Деловая Россия» права: в обслуживании механизма взимания НДС действительно задействованы значительные штаты чиновников. А кто подсчитает, во что обходится содержание судей, разбирающих многочисленные споры по данному налогу? Подавляющее большинство которых, кстати, выигрывают налогоплательщики.
Не пора ли высоким инстанциям вместо отфутболивания заслуживающих внимания предложений передавать их на рассмотрение действительно незаинтересованным и авторитетным экспертам?