В материале «Начальников больше, чем рабочих», опубликованном в предыдущем номере, «ЭЖ» сообщала о том, что российский рынок образовательных услуг не в полной мере отвечает запросам рынка труда, в результате чего в большинстве регионов наблюдается острая нехватка представителей рабочих профессий. Депутаты Волгоградской облдумы всерьез занялись этим вопросом и для начала провели расширенное совещание по вопросу об организации работы межшкольных учебных комбинатов (МУК), которые в недавнем прошлом сокращенно именовались УПК.
В работе совещания помимо региональных парламентариев приняли участие руководители комбинатов, специалисты областной администрации и мэрии Волгограда. Они обсуждали основные проблемы, с которыми столкнулись практически все межшкольные комбинаты региона: недостаточное финансирование, низкая учебная нагрузка, слабая материально-техническая база. Не хватает денег даже на текущее содержание зданий.
В свое время учебные комбинаты были оснащены дорогостоящим оборудованием, предназначенным для практического обучения отдельно по каждой специальности. Они работали в соответствии с нормативными документами, регламентировавшими их деятельность. Однако сегодня МУКи выпадают из правового поля, так как типовое правительственное Положение о межшкольном учебном комбинате от 1999 г. явно устарело.
Говоря о причинах нищенского существования большинства МУКов, специалисты обладминистрации поясняют, что сейчас нет строгих нормативов по распределению бюджетных средств между школами и учебными комбинатами. В итоге последние финансируются по остаточному принципу. Комбинаты не имеют своих учеников, так как к ним приходят дети из общеобразовательных школ. Директора же средних учебных заведений не торопятся отправлять в комбинаты своих подопечных и отдавать учебные часы из-за нежелания делиться бюджетными деньгами.
Услуги МУКов на рынке образования сейчас неконкурентоспособны, в том числе и из-за устаревшей, не соответствующей современным стандартам материально-технической базы. Не пользуются спросом услуги комбинатов и у промышленных предприятий, которые могут самостоятельно готовить специалистов рабочих профессий для собственных нужд. Все это сказывается на финансовом положении МУКов.
Несмотря на все эти обстоятельства, специалисты обладминистрации и педагоги убеждены, что межшкольные учебные комбинаты необходимо сохранить как профориентационные заведения, в которых выпускники школ могут определиться с профессией и получить специальность. В минувшем году, к примеру, более 1 тыс. волгоградских школьников сдали квалификационные экзамены в МУКах и получили рабочие специальности. Это значит, что сразу после школы они будут востребованы на рынке труда и смогут начать работать по специальности.
В настоящее время в Волгоградской области работают 10 МУКов. По мнению специалистов, для их сохранения нужна областная и городские программы, в которых надо предусмотреть средства прежде всего на замену технологического оборудования.
«Если речь идет об увеличении бюджетного финансирования, — высказался депутат Ефим Шустерман, — то необходимо определиться, с какой целью комбинаты обучают школьников профессии: или они работают на потребности регионального рынка труда, или просто знакомят с профессией. Хотелось бы понять, чем продиктован перечень тех специальностей, по которым сегодня готовят в стенах комбинатов. Как это увязано с областным рынком труда?»
Как пояснили специалисты областного Комитета по образованию, с рынком труда набор профессий не очень связан, ибо МУКи в силу своих слабых материальных возможностей вынуждены обучать маловостребованным специальностям, так как они малозатратны для обучения. Учить многозатратным, то есть пользующимся спросом, профессиям комбинаты не могут.
Тем не менее ни один из народных избранников не высказался за ликвидацию МУКов по причине их ненадобности.
«Межшкольные комбинаты терять нельзя. И очень хорошо, что наш регион один из немногих в Южном федеральном округе сохранил их. Сегодня нужно принять меры по оптимизации их работы, сделав ее более эффективной. То есть не ограничиваться исключительно профориентированием, а готовить специалистов с учетом потребностей регионального рынка труда», — подчеркнул вице-спикер Волгоградской облдумы Николай Чувальский.
Участники совещания приняли решение поручить профильным комитетам областной администрации и Думы подготовить предложения по совершенствованию системы работы МУКов, а также по их включению в список учреждений, подпадающих под действие Закона о финансировании образовательных учреждений и Положения о конкурсах и грантах Волгоградской области. Последняя мера может улучшить ситуацию с финансированием учебных комбинатов.