В администрации Иркутской области разработана Стратегия социально-экономического развития региона на период до 2022—2023 гг.
Согласно документу развитие региона в 15-летней перспективе будет продолжаться в индустриальной парадигме и останется ориентированным преимущественно на добычу и переработку природных ресурсов, в первую очередь леса, углеводородов, полиметаллических руд.
Приоритетами социально-экономического развития при этом станут увеличение производительности труда и повышение конкурентоспособности ключевых отраслей экономики области, развитие глубокой переработки сырья, увеличение в структуре экономики доли новых отраслей и развитие элементов постиндустриальной экономики.
По мнению разработчиков Стратегии, наиболее перспективная зона освоения на территории Иркутской области — зона БАМа. Проекты новой индустриализации региона планируется сосредоточить на севере области, а на юге образовать территорию с наиболее благоприятными условиями проживания, тем самым создав предпосылки для концентрации там человеческого капитала.
По словам экспертов, именно за счет этого возможен стратегический сдвиг в экономике. В частности, речь идет о создании агломерации «Иркутск — Ангарск — Шелехов». Реализация данного проекта, предполагающего модернизацию инфраструктуры, повышение качества жизни в городах и освоение их межселенной территории, уже начата.
Особая роль в Стратегии развития Иркутской области отведена озеру Байкал, на берегах которого планируется создание международного туристического центра. Кроме того, повышению капитализации Байкала в перспективе будет способствовать тот факт, что крупнейшее на планете озеро приобретет значение стратегического запаса пресной воды.
Иркутская область в 15-летней перспективе видит себя в качестве опорного региона для проектов освоения Сибири и Дальнего Востока. Достичь этой цели разработчики Стратегии планируют за счет создания в Иркутске нового центра инженерного образования, а также создания условий для размещения в городе центров управления крупных компаний и проектами межрегионального масштаба.
По итогам реализации Стратегии через 15 лет ожидается увеличение валового регионального продукта в 3,5 раза, денежных доходов населения — в 3,5 раза, а бюджетной обеспеченности на душу населения — в 4,4 раза. Как предполагается, будет достигнута стабилизация численности населения региона или даже его увеличение примерно на 10%.
На основании данного документа будет разработана среднесрочная программа социально-экономического развития Иркутской области на 2010—2014 гг.
Однако разработчиков Стратегии беспокоит вопрос о виде и объеме федеральной помощи, требующейся региону для выполнения его амбициозных планов. Так, губернатор Иркутской области Александр Тишанин заявил, что федеральная помощь необходима для реализации проекта создания агломерации, стоимость которого в целом составляет 4,4 млрд руб.
Между тем, по его словам, заинтересованность бизнеса в этом проекте настолько высока, что на 1 руб. государственных средств ожидается привлечение 7—8 руб. частных инвестиций. Укрепление городов, образующих «демографический пояс безопасности» вдоль границ России со странами АТЭС, имеет стратегическое значение для государства в целом, подчеркнул губернатор.
Впрочем, не стоит предаваться эйфории. По мнению специалистов, для полной реализации заложенного в Стратегии сценария развития требуется сочетание благоприятных факторов, особенно учитывая конкуренцию со стороны других регионов юга Сибири, в особенности Красноярского края.
Тем не менее данный документ имеет особое значение в контексте разработки на федеральном уровне Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей до 2025 года, проект которой должен быть внесен Минрегионом России в Правительство РФ до 1 июля 2008 г. Кроме того, разработанная Стратегия имеет большое значение для намеченной корректировки ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья в 2008—2013 годах».