Ежеквартальные данные Росстата о потребительских ожиданиях россиян — информация для многих полезная. В частности, производителям товаров народного потребления и торговым организациям она дает представление, каков текущий и перспективный потребительский настрой у населения. С данными за IV квартал минувшего года ознакомиться тем более стоит — настрой этот заметно поубавился. Впрочем, удивляться нечему: инфляция…
Для начала напомним, чем оперирует статистика при «замере» потребительских настроений граждан. Итоговый показатель — это индекс потребительской уверенности. Выводят его как среднее значение 5 частных индексов, которые отражают субъективные мнения респондентов по поводу произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, точно так же относительно экономической ситуации в России и, наконец, касательно благоприятности условий для крупных покупок. Нейтральные ответы в расчет не берутся, баланс оценок представляет собой разницу между суммой доли сугубо положительных и скорее положительных ответов и суммой таких же отрицательных параметров. Образно говоря, из процентов оптимистов вычитают проценты пессимистов.
Так вот, в IV квартале индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные ожидания, опустился до отметки –5%, что на 4,5 пункта ниже показателя за III квартал и на 2% хуже результата годом раньше. Надо, правда, заметить, что за прошлые 8 лет последние кварталы ростом потребительского оптимизма, мягко говоря, тоже не блистали. Незначительные улучшения, примерно на 1%, имелись лишь в 2000 и 2006 годах, а так — либо полный штиль (2001—2003 гг.), либо снижение (2004, 2005, 2007 гг.).
Возможно, такой минор в концовках годов вызван ускорением роста потребительских цен, обычным в этот период, и общим грузом накопленной инфляции. А уж конец 2007-го выдался по этой части просто ударным. Разве что финал 2004 года по крутизне падения потребительской уверенности россиян был столь же впечатляющим.
Но обратимся к частным индексам — в них кроме субъективных итогов имеются и субъективные ожидания на год текущий. Понятно, они тоже пошли на понижение. Так, индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении провис до –6% с –1% в III квартале и год назад. Это всего на 1% выше индекса произошедших изменений (–7), который нынче оказался на 5 пунктов ниже III квартала и на 3 — к концу 2006-го. А «всего», поскольку еще в середине прошлого года разница между результатом и «мечтой» составляла около 4%.
Вообще, данные этого исследования, пожалуй, еще раз подтверждают известную истину, что инфляция у каждого своя и особенно от нее достается тем, кто беднее. К примеру, доля респондентов, ответивших, что за год у них вырос достаток, осталась прежней (под 18%), а доля отметивших ухудшение выросла на 5 пунктов, до 27,5%. О том же говорит и индекс потребительской уверенности по возрастным группам (см. диагр.).
Еще Росстат отмечает, что в нынешнем году рассчитывают улучшить свое материальное положение примерно 12% россиян, а ухудшения опасаются 17%, что тоже на 5 пунктов выше прошлогоднего показателя. Боязнь же серьезного роста цен подскочила вообще на 17 единиц, до 66%. Хорошо хоть больше половины опрошенных считают, что их достаток остался прежним, и в этом году больших изменений не ждут.
Естественно, самоощущения наших граждан отразились и на их общей оценке экономической ситуации: индекс произошедших здесь изменений снизился до +2% с +8 в III квартале и +5 годом ранее, а относительно ожидаемых изменений цифры здесь соответственно +2, +7 и +5%. Заметим, что эти показатели все-таки по-прежнему находятся в поле положительных оценок.
На первый взгляд хуже всего дела с индексами благоприятности условий для крупных покупок и текущего личного материального положения, поскольку у них самые низкие отрицательные значения: –17. Однако снижение относительно III квартала здесь менее значительное, чем по другим индексам, — примерно на 2%, да и к показателю IV квартала 2006-го благоприятность условий для крупных приобретений выше на 3 пункта. Так что производители и продавцы «габаритных» потребительских товаров могут сильно не переживать: дорогие покупки — не удел малоимущих и пенсионеров.
И немного положительного. Повышательный тренд последних лет по всем индексам сохраняется. Любопытно, что в прошлом квартале индексы «произошедшего» и «ожидаемого» сошлись практически в одних точках, что может говорить о более трезвой оценке гражданами своих материальных возможностей и перспектив, что все же полезнее, чем смотреть на мир через розовые очки.
Впрочем, некоторое уныние во взгляде потребителей на год текущий должно настораживать власти. Удастся ли приподнять потребительские настроения, будет зависеть от того, сколь успешно они поборются с инфляцией и обеспечат реальный рост доходов широких народных масс. В этом, пожалуй, и состоит наше главное потребительское ожидание…