Председатель Правительства России поручил Минфину не позднее 1 февраля подготовить новый текст законопроекта о трансфертном ценообразовании исходя из базовых принципов, заложенных в законопроекте Российского союза промышленников и предпринимателей. Таким образом, в пользу делового сообщества закончен первый раунд законотворческого противоборства с финансовым ведомством за поправки в Налоговый кодекс РФ.
«ЭЖ» обратилась в РСПП с просьбой прокомментировать этот законопроект. Позицию делового сообщества по нему представляет заместитель руководителя Комитета РСПП по бюджетной и налоговой политике Сергей БЕЛЯКОВ.
Цель контроля
Основные претензии бизнеса к законопроекту в редакции Минфина России касаются его концептуальных положений, а именно целей контроля за трансфертными ценами объекта и механизмов такого контроля.
Проблема контроля за перераспределением налогооблагаемой базы между разными налоговыми юрисдикциями в результате использования трансфертного ценообразования при трансграничных сделках действительно назрела. О необходимости контроля в первую очередь за трансграничными сделками для предотвращения оттока капитала за рубеж говорил в бюджетном послании и Президент РФ.
Законопроект Минфина России — попытка бороться с минимизацией налоговых обязательств холдинговых компаний при использовании трансфертного ценообразования и перераспределением налогооблагаемой базы между различными регионами внутри страны.
При этом в международной практике, на которую ссылаются авторы документа, регулирование трансфертного ценообразования осуществляется с целью определения, в какой стране должна облагаться налогом прибыль транснациональных компаний при осуществлении трансграничных операций. А для предупреждения уклонения и избежания налогообложения используются другие механизмы контроля. В противном случае наносится ущерб холдинговым компаниям, роль которых в современной экономике сильно возросла.
Правила контроля
Законопроектом предлагается существенно изменить действующие правила налогового контроля за трансфертным ценообразованием. Это может привести не только к полной неопределенности в правоприменении в результате слома сложившейся на сегодняшний день практики, но и к отказу от арбитражной практики по данным делам.
Кроме того, правила контроля за ценами в условиях рыночной экономики не эффективны для борьбы с криминальным уклонением от налогов. Мошенники, организующие сделки с «однодневками», начнут внимательно следить за соответствием своих цен рыночному интервалу, поскольку их преступный доход будет зависеть от соблюдения всех формальностей. Контроль за ценами внутри страны станет тормозить диверсификацию экономики.
В связи с этим необходимо усовершенствовать процедуру регистрации юридических лиц и наладить эффективное взаимодействие налоговых органов с другими правоохранительными органами, в первую очередь с милицией и таможней. Также надо повысить эффективность общих мер налогового контроля, ориентируясь не на пополнение бюджета любыми средствами, а на контроль за соблюдением налогового законодательства, выявление нарушителей и привлечение их к ответственности.
Еще одной новацией законопроекта Минфина является перекладывание на налогоплательщика бремени доказывания соответствия примененной в сделке цены рыночным ценам. Однако это, во-первых, противоречит международным принципам, а во-вторых, приведет к дополнительной финансовой нагрузке на предприятия в связи с необходимостью подготовки значительного числа документов, обосновывающих цену сделки.
Крайне негативным является положение о возможности применения штрафных санкций в результате пересмотра налоговыми органами цен для целей налогообложения, поскольку все методы определения рыночных цен основаны на многочисленных допущениях, презумпциях и условностях. Отклонение от рыночной цены не может рассматриваться как доказательство вины налогоплательщика.
Сложность механизма
Предлагаемый Минфином механизм контроля значительно сложнее существующего и требует специальной подготовки налоговиков. Но на данный момент налоговые органы РФ не обладают кадровым резервом достаточной квалификации для обеспечения эффективности налогового контроля по предлагаемым правилам.
В условиях обязательности осуществления данного вида контроля и значительного числа контролируемых сделок неподготовленность сотрудников налоговых органов может привести к избирательности правоприменения, а также к большому количеству необоснованных налоговых претензий, вызванных неспособностью правильно применить нормы законопроекта, касающиеся методов оценки соответствия использованной цены рыночным ценам и установления их интервалов.
По оценке Комитета РСПП, концепция законопроекта Минфина противоречит задачам развития промышленного производства и проводимой государством политике стимулирования размещения на территории РФ холдинговых компаний и не решает задачи по борьбе с незаконной минимизацией налогов.
Что касается трансфертного ценообразования, то деловое сообщество предлагает доработать концепцию законопроекта и установить ясные и понятные правила налогового контроля как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков:
· отказаться от расширения перечня взаимозависимых лиц;
· ограничить перечень контролируемых сделок;
· сохранить действующие методы оценки соответствия примененных в сделке цен рыночным, установив их четкую иерархию;
· предусмотреть возможность распределения консолидированной налоговой базы внутри РФ по формуле;
· сохранить обязанность налоговых органов доказывать отклонение применяемых цен от рыночных в качестве необходимого условия для оспаривания налоговых последствий сделки;
· предусмотреть возможность заключения предварительных соглашений по трансфертным ценам.
В свою очередь, разработанный экспертами Финансовой академии при Правительстве РФ и поддержанный РСПП законопроект четко устанавливает, что контроль над трансфертным ценообразованием необходим для определения места налогообложения прибыли компании и не касается критериев взаимозависимости. Поэтому в данной редакции контроль распространяется только на крупные сделки и прежде всего на внешнеторговые.
В этом варианте налоговые органы могут контролировать правильность применения цен в сделках с нерезидентами, а также в сделках между взаимозависимыми лицами, если один из контрагентов зарегистрирован как налогоплательщик в регионе с пониженной ставкой налога на прибыль. При этом сумма контролируемой сделки не может быть менее 1 млн руб.
По мнению ведущих специалистов по налоговой практике, такой вариант новой главы НК РФ больше соответствует не только интересам бизнеса, но и возможностям контроля со стороны государства.