Туристы против туроператоров

| статьи | печать

Прошли первые полгода с момента вступления в силу Федерального закона от 05.02.2007 № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 12-ФЗ), содержащего положение об обязательных финансовых гарантиях ответственности туроператоров. Формально российский турист стал более защищенным.

В минувшем году с российскими туристами за рубежом произошло немало неприятных событий. Так, в июне группа из 74 российских детей несколько дней не могла заселиться в гостиницу в Турции из-за отсутствия свободных номеров. Дети фактически все это время жили в автобусе. Поездка, организованная турфирмой «ЮТЕМ», стоила родителям издерганных нервов, а детям — здоровья.

Невзирая на требования Закона № 12-ФЗ, на тот момент в Едином федеральном реестре туроператоров на официальном сайте Ростуризма никакой информации о данной компании не было. В результате проведенного расследования Главное следственное управление при ГУВД по г. Москве возбудило в отношении руководства ООО «ЮТЕМ» уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения» в связи с осуществлением обществом туроператорской деятельности без внесения сведений о нем в Единый федеральный реестр туроператоров.

В августе 2007 г. у супругов из Твери в Турции родился недоношенный ребенок (27 недель). При этом у пары не оказалось ни специальной страховки на такой случай, ни собственных средств, чтобы оплатить счета турецких медиков.

После долгих перипетий с участием департамента по правам человека администрации Тверской области, российского телевидения и прессы ситуация разрешилась: стоимость билета на самолет и проживания матери в отеле оплатила туристическая компания «Пегас-Туристик», в которой молодые родители приобретали путевки, а счет за нахождение младенца в детской клинике Анталии оплатила страховая компания «РОСНО», которая предоставляла страховку к путевкам.

В октябре прошлого года стали особенно ощутимы проблемы с расселением наших туристов в египетских Шарм-эль-Шейхе и Хургаде. Их переселяли в отели меньшей «звездности» или предлагали переехать на другие курорты. Турфирмы выплатили обратившимся туристам возмещение ущерба за «понижение звездности» отеля в соответствии с договором о страховании ответственности туроператора. Вопрос возмещения морального ущерба решался в каждом конкретном случае отдельно.

Все эти обстоятельства побудили Ассоциацию туроператоров России (АТОР) принять в этом году решение о введении новых стандартов страхования в сфере туризма, которые станут обязательными для выполнения членами ассоциации. Сейчас в АТОР входят 60 туроператоров, на которых приходится примерно 75% всего выездного туризма.

Так, туроператоры — члены АТОР должны будут застраховать свою ответственность на 50 млн руб., что в 10 раз выше нынешней суммы финансовой гарантии и в 5 раз больше тех 10 млн руб., что в соответствии с ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» должны быть обеспечены страховкой или банковской гарантией, начиная с 1 июня 2008 г.

Кроме того, рабочая группа АТОР одобрила стандарты страхования туристов. В стандартный пакет будут входить три типа услуг: информационные, непосредственно медицинские и медико-транспортные.

Помимо экстренной медицинской помощи и репатриации, в перечень медицинских услуг будет добавлена экстренная стоматологическая помощь, оплата медикаментов, расходы по прокату медицинского оборудования. Медико-транспортные услуги будут включать эвакуацию с места происшествия, в том числе при необходимости на самолете или вертолете, расходы по срочному визиту третьего лица и расходы по эвакуации детей, оставшихся без присмотра взрослых.

Также страховка позволит туристу, не покупая новых билетов, вернуться на родину, если тяжело заболел или умер его родственник. Такой страховой продукт будет более приближен к стандартному европейскому. Однако страховые суммы будут меньше, к тому же в российской страховке будет отсутствовать франшиза (неоплачиваемый убыток), поскольку отечественные туристы не готовы платить 150—300 долл. из собственных средств.

Между тем, кроме мер, направленных на защиту туристов, появились и меры, направленные на защиту от них. В Интернете создан сайт, предназначенный для менеджеров турфирм и турагентств: http://www.black-turist.ru. Как уверяют представители профессионального сообщества, идея его создания возникла из-за участившихся после 1 июня 2007 г. случаев «туристического рэкета». Ведь теперь многим туристам стало выгодно придираться к «различным мелочам», фотографировать и записывать все неполадки, а по возвращении обвинять турфирму в неисполнении обязательств и угрожать обращением в Общество защиты прав потребителей, в Роспотребнадзор, в Ростуризм и даже Генпрокуратуру, чтобы получить обратно стоимость тура, а в идеале — и компенсацию за моральный ущерб. А придраться, мол, всегда найдется к чему.

Потребители, в свою очередь, возмущены идеей создания в Интернете «черного списка» туристов, откуда сами туристы не смогут изъять свое имя. Выходит, отныне любой озлобленный турменеджер может внести имя туриста в этот список, руководствуясь своими личными мотивами, и тем осложнить ему покупку путевок в будущем.

Официальной силы такой список иметь не может, но неофициально его информация будет достаточно авторитетной для туристических менеджеров. Несмотря на возмущение потенциальных клиентов, сайт продолжает существовать.

 

СПРАВКА

Около 97% зарегистрированных в Едином федеральном реестре туроператоров предпочли банковским гарантиям приобретение полиса страхования.