Новые виды страхования, если они не обязательные (или добровольно-обязательные, как страхование жизни заемщика при взятии ипотечного кредита), приживаются в России с трудом. Ведь сама идея страхования противоречит национальной привычке полагаться на авось.
Тем не менее крупный российский бизнес сделал выводы из печальной истории Содбизнесбанка, с топ-менеджеров которого по решению Арбитражного суда Московской области недавно были взысканы более 1,4 млрд руб. Ожидается, что страхование ответственности топ-менеджеров (Directors & Officers liability insurance — D&O) в ближайшие годы станет весьма популярным в среде крупного и среднего бизнеса.
Пионерами на данном рынке были крупные компании, выходившие на западные рынки, они страховались от ошибок управленцев для повышения инвестиционной привлекательности или по требованию директоров-иностранцев.
Стандартный полис D&O предусматривает возмещение убытков, возникших из-за непреднамеренных ошибок топ-менеджеров при управлении компанией. Страховка покрывает расходы на юридическую защиту и урегулирование по искам и претензиям.
Обычно полисы D&O содержат две секции покрытия. Секция «А» предусматривает покрытие убытков директоров компании по искам, предъявленным к ним в связи с допущенными ошибками, если сама фирма не может покрыть эти убытки. Секция «В» предназначена для погашения расходов компании на возмещение топ-менеджерам причиненных ими же убытков.
Часто в полисы включается дополнительная секция на случай возникновения требований по ценным бумагам, предъявляемым к самой компании-страхователю.
Иногда покупаются полисы только с покрытием по секции «А». Причиной для исков в отношении менеджеров могут стать:
· ошибки, неточности или неполное раскрытие информации в финансовой отчетности, инвестиционных декларациях и проспектах эмиссии;
· неосмотрительные эмиссии, в том числе ошибочная политика в отношении сделок слияний и поглощений;
· проведение закупок без тендеров;
· несоблюдение порядка проведения крупных сделок;
· растрата средств компании;
· использование инсайдерской информации;
· нарушения антимонопольного законодательства;
· нарушения трудового законодательства, такие как неправомерное увольнение сотрудников, расовая, возрастная и половая дискриминация.
Под покрытие D&O также подпадают сексуальные домогательства управленцев и рядовых сотрудников.
При этом стандартный полис D&O (секция «А») не покрывает убытки по искам, связанным с первичным публичным размещением ценных бумаг компанией. Компаниям, первично выходящим на IPO, предлагают дополнительную опцию — секцию покрытия «С».
Многие организации предпочитают разделять ответственность в связи с публичным размещением ценных бумаг (Public Offering of Securities Insurance — POSI) от стандартного полиса D&O. Полис POSI предоставляет более широкую страховую защиту ответственности компании и ее должностных лиц в связи с проведением или подготовкой IPO.
Сегодня POSI достаточно активно применяют в Европе и Америке, но отнюдь не в России. Из отечественных компаний, например, Внешторгбанк, выходя на IPO, приобрел полисы D&O и POSI.
Тарифы, по которым российские страховщики или «дочки» иностранных страховых компаний продают D&O, составляют 1—5% от объема застрахованной ответственности — цена полиса оказывается слишком высокой для его широкого распространения.
Кроме того, в отличие от США, где в год подается около 300 претензий против директоров компаний (в том числе 40% от собственных акционеров), у нас более распространена практика урегулирования вопросов в досудебном порядке. Так что популярность этого вида страхования в ближайшие годы будет, вероятно, ограничиваться кругом крупного и средне-крупного бизнеса, выходящего на западные рынки.