Глава Госкомрыболовства Андрей Крайний на заседании Правительства предложил создать акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом «Росрыбфлот». Кроме того, для развития отрасли необходимо утвердить финансирование специальной федеральной программы.
Российский рыбопромысловый флот на сегодняшний день насчитывает более 3 тыс. судов различного назначения: добывающие, обрабатывающие, транспортные, научно-исследовательские и др. Они обеспечивают около 90% общего объема вылова водных биоресурсов. На судах же сосредоточено более 75% производственных мощностей отрасли по выпуску пищевой рыбной продукции.
Основу рыбопромыслового флота составляют малоэффективные, физически изношенные и морально устаревшие суда (износ порядка 68%). Ситуация усугубляется нерегулируемым, хаотичным пополнением флота в основном за счет приобретения и постановки на промысел бывших в употреблении судов.
В этих условиях, по оценке руководителя Госкомрыболовства, необходимо обеспечить концентрацию и координацию имеющихся финансовых и организационных ресурсов державы путем создания акционерного общества со стопроцентным государственным капиталом «Росрыбфлот». Его целесообразно сформировать на базе ОАО «Архангельский траловый флот» с включением в состав имущества на первом этапе 27 судов, построенных под гарантии Правительства России.
Возрождению отрасли будет способствовать Федеральная целевая программа «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009—2013 гг.», проект которой разработан Госкомрыболовством. Ее реализация предполагает строительство и модернизацию 493 рыбопромысловых и рыбоохранных судов, 14 рыбных терминалов в морских портах, 90 рыбоводных заводов в 22 субъектах РФ.
Объем финансирования Программы запланирован в размере 61,6 млрд руб., из которых федеральный бюджет должен выделить 32,4 млрд руб., субъекты Федерации добавить 0,3 млрд, внебюджетные источники — 28,9 млрд руб.
Руководство Госкомрыболовства также обязалось в течение месяца внести в Правительство единый порядок оформления рыболовецких судов при заходе в российские порты. На сегодняшний день действует разрешительная система, которая дает возможность чиновникам «тормозить» корабли при заходе в гавань. По словам А. Крайнего, сроки оформления судов после принятия соответствующего регламента должны снизиться как минимум в 4 раза.