Вариации инноваций

| статьи | печать

Обучение в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) выполняет несколько функций: адаптация выпускников высших учебных заведений к условиям профессиональной деятельности; пополнение знаний, полученных в процессе обучения в высшем учебном заведении; обновление профессиональных умений, а также приобретение новых навыков в связи с изменением сферы деятельности обучающихся.

 

Содержание программ по повышению квалификации и профессиональной переподготовке опирается на стандарты высшего профессионального образования.

Они предусматривают новые подходы к обучению, применение новых форм, систем контроля и управления образовательным процессом, расширение перечня средств обучения (компьютерные программы, интеллектуальные обучающие системы, тренажеры).

В процессе переподготовки специалистов в Центре дополнительного профессионального образования (ЦДПО) ВЗФЭИ обучение слушателей строится на последовательном освоении образовательных модулей на аудиторных занятиях и при самостоятельной работе с электронными учебниками.

Обучение проводится по оригинальным методическим пособиям, созданным специально для данных программ профессиональной переподготовки. Для управления образовательным процессом активно используются тестирование и распределенный контроль по модулям.

Активные формы и методы обучения позволяют сочетать теорию и практику в обучении, добиваться формирования практических навыков, необходимых для решения профессиональных задач.

В практике повышения квалификации специалистов применяется метод обучения — анализ конкретных ситуаций. Решение проблем в учебном процессе основано на методе «мозговой атаки», который позволяет найти новые принципы решения.

К числу инновационных форм и методов обучения относятся и игровые технологии. Цель их использования — становление и развитие умений и навыков аналитической, рефлексивной, творческой деятельности специалистов.

Деловая игра — это «репетиция» профессиональной деятельности. Отличие деловой игры от традиционных методов обучения заключается в том, что в игре воссоздается процесс профессиональной деятельности с помощью решения учебных ситуаций.

Все большее распространение в системе ДПО получает тренинг. Он имеет некоторые особенности: используются проблемные ситуации из реальной профессиональной деятельности участников, групповая форма проведения тренинга позволяет участникам опробовать новые способы поведения; индивидуальный подход позволяет каждому участнику повысить с помощью специальных упражнений свой профессиональный уровень, помогает почувствовать себя участником единой команды.

Использование инновационных методов обучения позволяет формировать специалиста как творчески активную и профессионально компетентную личность. Данные методы еще не получили широкого применения, поэтому необходимо осуществлять подготовку преподавателей, которые хотели бы в будущем использовать их в своей работе.

Таким образом, в системе дополнительного профессионального образования происходят процессы, приводящие к разработке и использованию инновационных форм, методов и технологий обучения, которые затем получают распространение и в других звеньях системы образования.