Продолжаем публикацию, начатую в «ЭЖ» № 24, 28, 40, 43 на стр. 10, об интернет-системе представления отчетности. На вопросы «ЭЖ» отвечает Антон САБИТОВ, руководитель отдела интернет-технологий ООО «РЦ «СКБ Контур» (московский филиал ЗАО «ПФ «СКБ Контур»)
Организация не обязана представлять декларацию в электронном виде. Что помимо дополнительных расходов может принести ей переход на электронное декларирование?
— Не стоит забывать, что главный ресурс, который экономит организация при электронном декларировании, — это время бухгалтера. Достаточно потратить 5 минут на своем рабочем месте, чтобы отправить декларацию через Интернет, или полдня, для того чтобы лично подать ее в инспекцию на бумаге.
При передаче отчетности по каналам связи пользователь всегда может быть уверен, что все подаваемые сведения будут доставлены и тут же введены в базу данных контролирующих органов. На самом деле это очень важно при получении организацией справки об отсутствии задолженности перед бюджетом. Если отчетность была подана на бумаге, то не факт, что она оперативно введена в базу данных, а в противном случае сотрудники ИФНС просто не смогут корректно ответить на подобный запрос.
При использовании системы передачи отчетности через Интернет у абонента есть уникальная возможность получать в электронном виде сведения о расчетах по платежам с бюджетом в виде информационной выписки по любому налогу, за любой период. Ведь за подачей деклараций следует оплата задекларированных сумм, и здесь иногда возникают проблемы с перечислениями — платежи могут попасть в разряд «неразъясненных». Нередко из-за неточности в платежном поручении к организации применяются штрафные санкции. Избежать этого поможет информационная выписка о состоянии лицевого счета в ИФНС. Получить ее через Интернет не составляет труда. Это обусловлено тем, что запрос, минуя инспектора, автоматически обрабатывается базой данных. В случае получения подобной справки в бумажном варианте придется тратить время — ведь инспектору нужно будет вручную формировать запрос.
Есть и другие преимущества передачи отчетности в электронном виде, например круглосуточный доступ к этому сервису.
Какая система расчетов применяется в договорных отношениях со специализированными операторами?
— В системе документооборота участвуют 3 стороны — налоговая инспекция, налогоплательщик и специализированный оператор связи. При этом специализированный оператор связи соединяет все каналы между налогоплательщиком и налоговым инспектором. Исходя из этого практика заключения договоров в данном случае односторонняя, а именно: и у налогоплательщика, и у УФНС по конкретному региону имеется договор со специализированным оператором связи. Прямого договора между налогоплательщиком и УФНС не требуется.
В данном случае абоненту какой-либо системы важно то, что оператор связи гарантирует в рамках договора доступность сервера, а подтверждение, которое он формирует, означает, что отчетность в инспекцию подана. Если отчетность не дойдет до инспекции — между собой в рамках договора будут прояснять этот момент УФНС и оператор связи, плательщик тут ни при чем. Аналогичный порядок будет, если ответ из налоговой не дойдет до сервера оператора. Чтобы снять все вопросы о возможной взаимосвязи контролирующих органов и операторов связи, сразу скажу, что договор, заключаемый между ними, безвозмездный. Никаких выплат той или иной стороне по нему не предусмотрено.
Договор между оператором связи и налогоплательщиком возмездный.
Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщики вправе представить документы, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде. Как на практике это осуществляется?
— На практике это осуществляется так: организация заключает договор со специализированным оператором связи, после чего имеет право подавать декларации только через Интернет. Уведомлять об этом контролирующий орган не требуется. К сожалению, есть еще регионы, в которых эта норма не соблюдается. В таком случае налогоплательщику приходится получать разрешение на сдачу отчетности по каналам связи от самих контролирующих органов, хотя это и не прописано в Кодексе.
На самом деле усложненная процедура подключения отпугивает потенциальных абонентов, которые продолжают отчитываться на бумаге, создавая тем самым сложности самой инспекции. Конечно, хотелось бы, чтобы Минфин решил данную проблему. Но, к сожалению, пока можно только лишний раз констатировать несогласованность требований УФНС по порядку применения «разрешительной» практики сдачи отчетности по каналам связи.
Необходимо подчеркнуть, что вместе с правами для определенных категорий налогоплательщиков предусматривается и обязанность по электронному декларированию.
Так, уже с 1 января 2008 г., это коснется всех организаций, где среднесписочная численность сотрудников по итогам года свыше 100 человек. К сожалению, в Кодексе четко не оговорено, что подразумевать под «электронным видом». Ведь по большому счету это могут быть и данные, переданные не по телекоммуникационным каналам связи. Например, дискета (или диск) с декларацией. Каких-либо официальных разъяснений по этому поводу от ФНС не поступило.
Какие формы отчетности помимо налоговой можно передавать в электронном виде сейчас и в перспективе?
— В налоговую инспекцию можно передать налоговую и бухгалтерскую отчетность установленного формата. С помощью телекоммуникационных каналов связи возможна отправка данных и в территориальные отделения ПФ РФ. Правда, здесь речь можно вести пока только об индивидуальных сведениях о застрахованных лицах, подаваемых организацией за истекший год.
Ведутся переговоры и с Фондом социального страхования, и с Росстатом. Есть и другие государственные органы, куда требуется подавать отчетность, пусть и ограниченному кругу организаций, — рано или поздно все они перейдут на электронное декларирование.
Операторы связи готовы расширить спектр предоставляемых услуг, однако пока что нужно ориентироваться на договорные отношения с контролирующими органами. Возможно, последние самостоятельно решат организовать доступ по сдаче отчетности для своих плательщиков. Однако идея немного утопична: во-первых, все, что делают контролирующие органы, финансируется из бюджета и ложится бременем на налогоплательщиков. Во-вторых, представьте, что с помощью одной программы, одного средства защиты информации и одного компьютера можно представлять отчетность в разные контролирующие органы. А если каждое ведомство будет требовать отдельного рабочего места, средств для шифрования подаваемых сведений, ключей электронно-цифровой подписи? Кроме того, все они будут ориентированы на ограниченный круг пользователей. А большое количество клиентов обусловливает так называемый эффект масштаба — это позволяет за небольшие для абонента деньги вводить новые сервисы.
С точки зрения экономики все просто — представьте, что две компании имеют 1 тыс. и 100 тыс. клиентов соответственно. Обе решают запустить одинаковый сервис, который вне зависимости от количества клиентов будет предусматривать некий минимальный штат программистов, обслуживающего персонала, серверные мощности. Если все постоянные издержки разделить на 100 тыс. клиентов, то итоговая сумма абонентской платы будет намного меньше, чем если все расходы поделить только на 1 тыс. клиентов. Таким образом, если вся декларируемая отчетность во все контролирующие органы будет доступна из одной программы, то это будет и дешевле, и удобнее для плательщика.
Кроме того, механизмы электронно-цифровой подписи ориентированы не только на подачу отчетности в государственные органы; Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об ЭЦП» не установил подобных ограничений. Развивать можно и иные сервисы, среди подобных можно отметить и «Портал доверенных услуг», когда абоненты смогут обмениваться между собой электронными юридически значимыми документами (счетами, договорами, актами сдачи-приемки), и доступ к базе ЕГРЮЛ, а также информацию, получаемую абонентом из справочных систем.
Какое отношение имеют специализированные операторы к налоговым органам? Чем эти отношения регулируются, если ФНС — это госструктура, а операторы — частная?
— Существующая нормативная база прямо подразумевает наличие в электронном юридически значимом документообороте третьей, независимой, стороны. Об этом написано в Приказе МНС от 02.04.2002 № БГ-3-32/169@. Многие полагают, что было бы замечательно, если бы документооборот с ИФНС осуществлялся напрямую и был бы бесплатным.
Но, во-первых, система электронного документооборота не бесплатная, на ее организацию и поддержание в рабочем состоянии требуются значительные средства. Система не статична, всегда необходимо заботиться об обновлениях. Качественная служба технической поддержки требует как организационных усилий, так и финансовых вливаний. Есть еще много расходов, неочевидных для налогоплательщика. Не будет их платить конкретный налогоплательщик — бремя расходов будет отнесено на бюджет.
Во-вторых, все декларации имеют определенный срок подачи, который критичен для применения штрафных санкций. Представьте, что решать вопросы по факту и времени отправки документов будет сама инспекция, — неизбежны неприятные прецеденты. Поэтому необходимость посредника, наверное, трудно оспаривать. Теоретически это может быть и государственный орган, однако это не снимает вопроса о том, что в таком случае назвать посредника «независимым» крайне сложно.
Что касается бесплатности аналогичных услуг за рубежом, то деньги на разработку программы берутся из бюджета. Так, в Германии государство выделяет их не своему подразделению, а частной компании, победившей в тендере.