Оптимизация без оптимизма

| статьи | печать

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования многие общеобразовательные учреждения готовятся к переходу на отраслевую систему оплаты труда. Одним из рычагов этой реформы является оптимизация расходов на содержание школ.

 

Саратовским городским комитетом по образованию, по словам его председателя Тамары Зуевой, составлен сводный план оптимизации общеобразовательных учреждений, включающий в себя предложения по покрытию недостатков средств по каждой школе.

Согласно этому плану в одной из саратовских СОШ запланировано слияние двух 9-х и двух 11-х классов, а другую предполагается реорганизовать в кадетскую школу. За счет этого, по мнению разработчиков плана, увеличатся контингент обучающихся и наполняемость классов. В результате реализации предложенных мероприятий экономический эффект должен составить более 11,5 млн руб.

В Астраханской области к оптимизации расходов на содержание школ приступили еще в 2006 г. По словам главы этого региона Александра Жилкина, весомая часть средств уходит на оплату функций, которые не свойственны общеобразовательным учреждениям. Это касается в первую очередь зарплаты обслуживающего персонала. Из общего количества выделяемых средств лишь от 51 до 54% идет педагогическим работникам, а все остальное — обслуживающему персоналу.

Губернатор считает, что эту систему нужно менять. Содержанием школьных зданий должны заниматься муниципалитеты, организуя конкурсы между частными фирмами на выполнение работ по благоустройству территории, ремонту, содержанию котельных и т.д.

По сообщению министра образования и науки региона Виталия Гутмана, с 2006 г. вследствие оптимизации высвободилось более 1,5 тыс. учительских ставок.

«Это дало нам возможность сэкономить внутри системы дополнительно 89 млн руб. Они пошли на увеличение учебных расходов, в частности, заработной платы», — отметил министр.

По его словам, общеобластной переход на отраслевую систему произойдет в этом году. В Астрахани данный процесс уже начался, но в I квартале 2008 г. он затронет лишь 10 школ. Их учителя получат новую зарплату уже в феврале. Все это в масштабах региона (в целом фонд оплаты труда увеличится на 15%) потребует 120 млн руб. из областной казны.

Оптимизация расходов на содержание школ, вероятно, необходима, но, как и в любом новом деле, здесь возможна масса издержек. Если в сельских школах еще встречаются полупустые классы, которые можно и нужно соединять в один, то в отношении городских школ (как в Саратове) это выглядит довольно странно.

Городские преподаватели чаще жалуются на перенасыщенность, когда в одном классе вместо 12—16 (оптимальное количество по европейским стандартам) занимаются 30, а то и более учащихся. Тут же, кстати, встает вопрос и о трудоустройстве высвободившихся (как в Астраханской области) работников.

Еще одна проблема — передача содержания общеобразовательных учреждений в частные руки. Фирма может, конечно, выиграть муниципальный конкурс и произвести капремонт здания школы, обустроить ее территорию. Но будет ли она ремонтировать каждый сломанный водопроводный кран и мыть полы в классах? Вероятнее всего, эти заботы снова лягут на плечи родителей учеников посредством все тех же поборов.