«Не с наилучшими пожеланиями национальным и транснациональным корпорациям в новом году» озаглавила презентацию своего опроса канадская социологическая компания Ipsos-Reid. Расстроить воротил самого крупного бизнеса она решилась, получив данные от 22 тысяч респондентов в 22 странах, представляющих экономически важнейшие регионы мира. Оказалось, не любят народы бизнес крупных форм.
В среднем 74% опрошенных граждан убеждены, что компании-гиганты слишком сильно влияют на принятие решений национальными правительствами. Больше всего (83%) так считают в Латинской Америке и их соседи – в Северной Америке (81%). В Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе такая убежденность хотя и ниже, но тоже высока (73 и 70% соответственно). А 69% респондентов вообще считают, что у крупных компаний власти больше, чем у правительств (в Латинской Америке – 76%, в Северной – 73, в Европе – 74 и в АТР – 58%).
Что касается России, то кто на кого больше влияет, вопрос, пожалуй, спорный. Ясно одно: наш крупный бизнес явно прислушивается к мнению государства, и надеемся, не без взаимности. Это, кстати, отражает чаяния большинства россиян, социологические опросы которых показывают, что в регулировании важнейших, стратегических для страны отраслей наши граждане вручают первую скрипку именно государству. Но интересно вот что.
Оказывается, такие же настроения в массах превалируют и в мире. Так что Россия, возможно, находится в авангарде мировых тенденций. Судите сами: 72% граждан из 22 стран считают, что их правительства должны быть агрессивнее в регулировании деятельности своих и «заезжих» корпораций. Такой настрой вполне объясним для Южной Америки (86%), где уровень жизни еще «не очень», а влияние глобальных компаний велико. Однако не так уж далеко по радикализму отстали благополучные североамериканцы (72%) и европейцы (71%), да и в АТР «агрессивность» граждан тоже на приличном уровне (67%).
Но и это еще не все. Опять в среднем большинство (58%) считают, что у правительств должен быть полный доступ к приватной информации о деятельности корпораций. Ну с латиноамериканцами все ясно (68%), более-менее понятно с АТР (62), но вот североамериканцы несколько удивили 60%(!). Пожалуй, только европейцы готовы отстаивать высокие демократические принципы в этом вопросе («всего» 53%).
Вместе с тем 55% респондентов положительно оценивают влияние компаний-гигантов на свою жизнь. Жаль, что в опросе эти компании оказались в одной «глобальной куче», — было бы интересно узнать, как относятся жители 22 стран к «монстрам» своим и чужеродным.
Возможно, отчасти это любопытство удовлетворяют ответы на вопрос о контроле над важнейшими национальными производственными отраслями. С незначительным перевесом, но все же большинство опрошенных (52%) полагают, что этот контроль должен принадлежать правительствам. К раскладу же по регионам стоит присмотреться внимательнее.
Меньше всего эта идея вдохновляет жителей Северной Америки (всего 32% за такой контроль), да и в Европе ее приверженцев менее половины (48%). Респонденты же Латинской Америки разделились поровну, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе вручить «руль» правительствам готово большинство (52%). Так вот, сомнительно, что мнение европейцев и особенно американцев определяется одной лишь преданностью сугубо рыночным идеалам. Думается, надо еще учитывать и то, чьи в большинстве транснациональные корпорации правят бал на мировых рынках.
Собственно говоря, в этом же русле можно трактовать и все другие выше приведенные данные опроса. Для полноты картины остается добавить, что 52% всех респондентов считают, что правительства крайне слабо защищают права работников. Что примечательно, но неудивительно: наибольший показатель здесь принадлежит латиноамериканцам (68%), а наименьший – североамериканцам (42%).
Словом, при разделе крупнейших корпораций на «своих» и «чужих» вряд ли среди участников опроса обнаружилось бы единодушие, иначе не понять, чем, к примеру, так не мил в той же Европе наш «Газпром» или металлургические компании.
Тем не менее широкий общественный настрой изрядно «подзакрутить им гайки» налицо. Да что толку: редкое правительство решится пойти навстречу таким чаяниям своего народа. Так что опрос этот, может, и неприятен крупному бизнесу, но тут вполне подойдет наша пословица про Ваську, который слушает да кушает…