Необходимым условием устойчивой конкурентоспособности компании является высокая эффективность бизнеса. Одним из факторов ее роста служит рациональное использование корпоративных ресурсов в целях выполнения миссии организации. Человеческие ресурсы играют при этом определяющую роль, но, как ни парадоксально, в ряде случаев наличие всех необходимых сотрудников в штате оказывается наименее выгодным вариантом.
В переводе с английского слово «аутсорсинг» (outsourcing) означает буквально «привлечение сторонних ресурсов». В начале 80-х гг. ХХ века эта практика передачи реализации части бизнес-задач, в том числе непрофильных, в руки внешних организаций превратилась в стратегию развития. Все началось с того, что крупнейшие товаропроизводители США приняли решение выделить производственную сферу в самостоятельный сектор, запустив механизмы дифференциации бизнеса.
Сегодня аутсорсинг воплощает концепцию разделения труда на межкорпоративном уровне, где в идеале все процессы жизненного цикла продукции — от идеи до утилизации — протекают с использованием тех ресурсов, привлечение которых наименее затратно и в то же время наиболее выгодно в долгосрочной перспективе. Сочетание этих условий приводит к росту производительности, а значит, к рентабельности бизнеса.
Согласно стандарту ISO 9001:2000 аутсорсингом считается процесс, который организация определила как необходимый для системы менеджмента, но выполняемый силами внешнего предприятия. Компания Gartner Research предлагает классифицировать аутсорсинг по следующим видам:
· BPO (Business Рrocess Оutsourcing) — аутсорсинг бизнес-процессов;
· BSP (Business Service Provider) — поставщики бизнес-сервисов;
· ITO (IT Outsourcing) — ИТ-аутсорсинг;
· ASP (Application Service Provider) — поставщики сервисов приложений.
Остановимся подробнее на ИТ-аутсорсинге как одном из наиболее актуальных трендов разделения труда в современной микроэкономике.
Откуда и зачем
В связи с активной информатизацией и компьютеризацией бизнеса растет потребность в высококвалифицированном персонале, способном на должном уровне качества обслуживать аппаратно-программное обеспечение, принадлежащее компании. При этом среди основных требований — гарантия информационной безопасности, рациональное использование ИТ-ресурсов, своевременное выполнение заявок пользователей и абсолютная прозрачность схем внутренних бизнес-процессов ИТ-службы.
Однако проблема в том, что российская экономика испытывает острый дефицит не просто в ИТ-кадрах высокой квалификации, а даже в рядовых сотрудниках, владеющих навыками пользователя персонального компьютера (см. «ЭЖ» №47, 2007 г., стр. 40, №49, 2007 г., стр. 35). Не хватает не только обслуживающего персонала, но и разработчиков ИТ-средств, специалистов по внедрению и интеграции.
В таких условиях создание или расширение собственного ИТ-подразделения не просто «влетит» компании в копейку, но и приведет к дополнительным расходам по обеспечению необходимого уровня качества кадровых ресурсов, включая повышение квалификации, оплату сверхурочных, регулярную модернизацию рабочего оборудования каждого сотрудника, контроль соблюдения корпоративной политики безопасности и т. д.
Самое неприятное — эти затраты трудно планировать и контролировать, что особенно критично для среднего и малого бизнеса.
Кроме того, в процессе расширения присутствия компании на рынке либо выхода на новые сегменты нецелесообразно перекладывать дополнительную нагрузку по ИТ-обеспечению развития предприятия на собственных сотрудников, особенно если они и так все наперечет. Слишком велика вероятность срыва проектов по срокам, резкого увеличения издержек, ухода части персонала из-за неадекватности заработной платы возросшим должностным обязанностям, потери критичной для бизнеса информации и т. п.
Здесь может оказаться полезным ИТ-аутсорсинг. Участники 2-й ежегодной конференции «Аутсорсинг услуг связи и ИТ-инфраструктуры» сошлись во мнении, что он:
· ведет к росту качества услуг, улучшает контроль качества на основе ключевых показателей;
· повышает экономическую эффективность использования ИТ-средств за счет соответствия числа и квалификации специалистов объему и сложности работ;
· позволяет сосредоточиться на развитии профильной для предприятия деятельности;
· снижает общие сроки реализации проекта;
· позволяет более четко прогнозировать и лучше контролировать затраты на ИТ.
Многообразие видов
По мнению Павла Горенькова («Гарс Телеком»), ИТ-аутсорсинг способен принести все вышеперечисленные выгоды в том случае, если компания-клиент готова выделить на него достаточно средств. Стоимость проекта по внешнему обслуживанию зависит от конкретных факторов: объема работ (определяется ТЗ), количества привлеченных консультантов, их квалификации и сроков реализации. Тем не менее, как отмечают эксперты, затраты на аудит и консалтинг в среднем составляют 2—3% годового ИТ-бюджета. Любой ИТ-аутсорсинг, как правило, начинается с аудита — проверки информационно-технологического обеспечения компании-клиента на соответствие определенным стандартам. Одним из ключевых требований всегда является наличие отлаженной ИТ-инфраструктуры на стороне клиента.
Затем на основе анализа полученных результатов аутсорсер проводит консультации с целью разъяснения клиенту текущего состояния корпоративных ИТ и определения его предпочтений относительно внешнего обслуживания.
Наиболее востребованы:
1 Аутсорсинг ИТ-оборудования, одним из вариантов которого является Co-Location — физическое размещение серверов клиента с бизнес-приложениями (программным обеспечением) вне офиса в специальном дата-центре внешней компании.
Достоинства:
· доступность серверов для удаленных пользователей 24 часа в сутки через Интернет либо по выделенным каналам;
· повышение эффективности деятельности за счет создания единой и прозрачной информационной среды во всех офисах и представительствах компании;
· экономия за счет отказа от обеспечения технологической платформы в офисе.
2 Функциональный аутсорсинг — передача выполнения непрофильных для клиента бизнес-процессов в сфере ИТ аутсорсеру. Как отмечают специалисты, к нему целесообразно прибегать тем компаниям, затраты которых на ИТ составляют не менее 200 тыс. долл. в год.
Достоинства:
· экономия на создании корпоративной ИТ-службы;
· юридическую ответственность за невыполнение условий обслуживания пользователей ИТ несет компания-аутсорсер, а не собственные штатные сотрудники;
· рост капитализации клиента за счет сокращения непроизводственных издержек, улучшения показателей по ФОТ и количеству персонала, а также увеличения прозрачности и управляемости.
3 Аутсорсинг бизнеса — выделение из структуры холдинга самостоятельной бизнес-единицы, в ведение которой поступают корпоративные ИТ и телекоммуникации (телеком-компания «одного клиента») с последующей передачей ее под управление внешней организации.
Достоинства:
· перенос ИТ-затрат на внешнюю компанию, улучшение финансовых показателей головной компании;
· прямой контроль собственников холдинга над созданным предприятием;
· возможность телеком-компании эффективно и относительно самостоятельно развиваться на свободном рынке, увеличивая свою капитализацию.
После того как все детали оговорены, клиент и исполнитель приступают к составлению договора на аутсорсинг, которому будет посвящена одна из следующих публикаций рубрики.
Вне зависимости от формы реализации ИТ-аутсорсинга суть его всегда одинакова — привлечение внешних специалистов для решения бизнес-задач клиента в информационно-телекоммуникационной сфере. В идеале это значит, что компания-заказчик может спокойно забыть о своих ИТ, препоручив все аутсорсеру. Однако нужно помнить, что даже айтишники экстра-класса — всего лишь люди, поэтому залогом успеха, как и в любом проекте, служит стремление к взаимопониманию и достижению обоюдовыгодного результата.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
ДЕНИС КАЛИНИН, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР IBS DATA FORT:
— До сих пор ИТ-аутсорсинг был востребован в основном крупными отечественными компаниями и представительствами западных. В последнее время заметен растущий интерес к аутсорсингу со стороны предприятий среднего и малого бизнеса. По своей сути оказание сервисов для них кардинальным образом не отличается от предоставления услуг крупным клиентам, если услуги стандартизованы, переведены в типовые модели в формате каталога услуг. В этом случае можно гарантировать клиентам высокий уровень сервиса, одинаковый для компаний всех уровней бизнеса. Кроме того, типовые сервисы обладают оптимальной ценой, что делает их доступными для компаний, чувствительных к ценовому фактору.
Однако для получения эффекта от такого рода услуг ИТ-хозяйство предприятия должно насчитывать около 300 компьютеров.
ИТ-АУТСОРСИНГ НЕОБХОДИМ, ЕСЛИ:
· нужны дополнительные квалифицированные ИТ-кадры на определенный срок;
· разворачивается масштабный проект, требующий участия значительного числа ИТ-специалистов;
· проводится внешний аудит ИТ-инфраструктуры предприятия, включая аппаратно-программное обеспечение, либо аудит информационной безопасности;
· требуется в сжатые сроки резко повысить качество ИТ-услуг;
· айтишники — непрофильный персонал, и компания желает снизить нагрузку на кадровую службу.