В редакцию «ЭЖ» продолжают поступать письма, авторы которых просят уточнить те или иные аспекты технологии анализа (см. «Экономику бизнеса» №03, приложение к «ЭЖ» №37, 2007г.). Дмитрий Королев из Москвы спрашивает: «Аналитическая составляющая анализа предприятия включает 5 модулей, каждый из которых позволяет исследовать ситуацию с различных точек зрения. А если убрать хоть один модуль, то насколько менее эффективной будет оценка?»
Многое зависит от цели и задач анализа. Если нужно провести оценку и диагностику проблем предприятия, то без одного из модулей она будет неполной. Все 5 модулей представляют собой цельную гибкую систему управленческих инструментов. Без одного из модулей может не сложиться общая картина всего предприятия как единого целого. Начинать же анализ следует с изучения «Карты проблем предприятия» (см. «ЭЖ» №43, 2007 г., стр. 31).
На многих предприятиях есть пока неиспользованные резервы, которые можно выявить, изучая взаимодействия функциональных служб (департаментов): снабжение, производство, маркетинг, сбыт.
Так, модуль 1 — финансовый анализ — позволяет увидеть слабые места и болевые точки в службах. 2. Матричный анализ вскрывает проблемы во взаимосвязи между производством и снабжением. 3. Многофакторный анализ позволяет оценить, эффективно ли работает снабжение. 4. Анализ производственной программы по методу сумм покрытия покажет, доходные ли продукты производятся и производится ли то, что продается, либо то, что идет «на склад». Иначе говоря, насколько эффективно и оперативно взаимодействуют производство и сбыт — 5. Оценка эффективности изготовления отдельного продукта и услуги.
У каждой компании свои проблемы и особенности в силу специфики бизнеса. Поэтому к каждому предприятию нужно подходить индивидуально, интерпретировать результаты анализа с учетом специфики.
Важно, что с помощью этих модулей можно количественно измерить влияние принятых решений в той или иной службе на финансовые результаты работы всего предприятия, или измерить вклад каждой службы в общий результат или степень достижения поставленных целей. И на этом основании понять, что изменить, и смоделировать конкретные шаги в каждой службе и их взаимодействие по достижению желаемых целей.
Можно сделать проще. Поскольку практически у всех проблемы с затратами, издержками, для начала проанализировать прямые затраты и выявить внутренние резервы количественно с помощью многофакторного анализа затрат, чтобы убедить руководство (собственников) и понять, на чем нужно сконцентрировать внимание, что опустить, с чего начать.
Либо проанализировать производственную программу, чтобы понять, почему и где возникают большие затраты. Жизнь многогранна.
Для руководителя или собственников предприятия важно не только получить аналитическую оценку, но и понять, что делать дальше, как изменять ситуацию. На выходе должна быть аналитика, чтобы можно было предложить конкретные рекомендации по изменению ситуации. Хорошая аналитика — это хорошо структурированная информация и 50% решения проблемы.
Не обязательно все организационные проблемы решаются путем детального анализа всего предприятия. Некоторые из них можно понять, изучая взаимодействия функциональных служб предприятия. В других проблемах важнейшие причины (системные силы) проявляют себя в одной из этих служб. А для решения еще одной группы проблем нужно понять, как взаимодействуют силы целой отрасли, в которой существует предприятие. Изучать следует самые важные для данной конкретной проблемы взаимодействия сил вне зависимости от границ предприятия.