Наметилась тенденция инвестирования средств в экономику. Но часто оказывается, что на бумаге бизнес-план был хорошим и многообещающим, на практике же сроки введения проектов нарушаются, со сбытом возникают проблемы, а средств для финансирования недостаточно. Во многих случаях анализ показывает, что существует огромная пропасть между тем, что должно работать, и тем, что на самом деле работает.
При изучении бизнес-планов специалисты банка проводят обычно экспертизу инвестиционных проектов. Традиционно они рассматривают финансовое положение предприятия на основе его баланса, анализируют финансовые коэффициенты, кредиторскую и дебиторскую задолженность. Но и сегодня этого уже недостаточно, чтобы оценить все возможные риски и сделать надежные выводы о реализации инвестиционных проектов.
Нужен системный взгляд, который бы выявил причинно-следственные связи. Задача экспертной оценки — обнаружить проблемы в организации бизнеса и его функционировании. Речь идет о том, чтобы увидеть, как работают все системы бизнеса (сбыт, снабжение, производство).
Инвестиционный проект организуется в рамках предприятия, поэтому проблемы его реализации — это проблемы самой компании. Для этого подойти к изучению бизнес-плана и проанализировать предприятие нужно в другой перспективе: посмотреть, как оно позиционирует себя с точки зрения сбыта своей продукции на внутреннем и внешнем рынках.
На первом этапе необходимо провести серьезные маркетинговые исследования специалистами-профессионалами, основанные на изучении продукции ведущих предприятий отрасли как внутри страны, так и за рубежом, составить долгосрочный прогноз ценовой политики. Приобретение таких исследований у сторонних специалистов, как показывает практика, дело неблагодарное. Они далеко не полные и основываются на данных из открытых источников (в основном Интернета), что не всегда точно отражает ситуацию в отрасли и не дает верной картины.
Следует также посмотреть аналитику движения денежных средств по основным сферам деятельности предприятия, подготовить план прихода средств, организовать жесткий контроль его исполнения, установить лимиты остатков на складах, проанализировать ежедневную отгрузку готовой продукции, попытаться представить, как работает сложившаяся система сбыта.
На втором этапе нужно заняться производственной программой предприятия. Важно поставить задачу, проанализировать каждый продукт, чтобы понять, какой из них прибыльный (см. «Экономику бизнеса» №03, приложение к «ЭЖ» №37, 2007 г.), чего он стоит и что приносит предприятию, а какие продукты для него невыгодны. Анализ нужен не ради него самого, а для того чтобы моделировать развитие бизнеса, конкретную ситуацию на неделю, месяц, год. Чтобы понимать, на какой продукт изменять объемы выпуска, а на какой их снижать, что нового производить.
Главное здесь — смоделировать доходную и выгодную для предприятия производственную программу с учетом изменений объемов выпуска и цены продукта, а также возможностей снижения цен и тарифов на электроэнергию (или при условии роста цен на сырье и тарифов на энергоресурсы), которые позволят увеличить доходность каждого продукта.
Финансово-экономические расчеты дают возможность учесть разнообразные взаимосвязи между доходами и затратами и проследить влияние принятых решений об изменении объемов, цены и переменных издержек на доходность продуктов и всего предприятия.
Особо следует упомянуть работу снабжения, которая при традиционном подходе к бизнес-плану упускается из виду. А это на сегодня актуальная проблема. Издержки сырьевой группы занимают до 70% затрат, и здесь скрыт большой потенциал их снижения. Нужно проанализировать, как идет работа с поставщиками, как рассчитывается потребность в сырье и материалах для производства продукции, как рассчитываются с поставщиками и как движутся денежные потоки через снабжение. Такой анализ нужен для того, чтобы понять, насколько эффективно работает эта служба.
Третий (завершающий) этап анализа — исследование экономики и издержек предприятия. Наиболее полную картину экономического среза жизнедеятельности предприятия дает матричная модель оценки производственно-хозяйственной деятельности. На входе матричной модели 8 плановых и фактических показателей, таких как прибыль, товарная продукция, полная себестоимость, материальные затраты и др., а на выходе 256 результирующих показателей деятельности.
Такая модель позволяет оценить деятельность не только всего предприятия в целом, но и его отдельных подразделений и служб, а также дать оценку сложившейся системы планирования и управления. Многофакторный анализ издержек по элементам затрат выявляет как внутренние, так и внешние резервы снижения себестоимости выпускаемой продукции, оценивает в денежной форме, какова ресурсоотдача, как повлияло изменение цен на сырье и материалы, на изменение прибыльности предприятия.
Особенность такого подхода к анализу — в логической последовательности шагов, позволяющей установить реальное положение дел. Потому что он основан на более полном и глубоком раскрытии финансово-экономических и производственных взаимосвязей предприятия.
Такой анализ позволит понять реальную ситуацию, увидеть за внешними проявлениями проблемы, дать им количественное изменение и правильную интерпретацию. Важно работать с выверенной экономической информацией и грамотно интерпретировать результаты полученных расчетов. Такой подход требует большой кропотливой работы с информацией, умения ее систематизировать. Нужно нарабатывать опыт работы с аналитической и финансово-экономической информацией.
Также необходимо наличие целого ряда факторов инвестиционной привлекательности и умение продемонстрировать должным образом действие этих факторов в представляемых потенциальному инвестору документах. Все это необходимо для успешной реализации инвестиционных проектов на практике и возврата выданных кредитных ресурсов.
Пример инвестиционного проекта, его анализа, механизмов реализации и финансирования рассмотрим в следующих публикациях рубрики.