Одним из главных направлений развития административной реформы являются разработка и внедрение административных регламентов. Порядок их разработки и утверждения установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679. Во исполнение п. 5 указанного Постановления Правительства Министерство юстиции РФ своим Приказом от 27 декабря 2007 г. № 254 утвердило Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю. Функция по государственному земельному контролю возложена на вышеуказанное агентство п. 5.4.8 Положения «О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. № 418.
Утвержденный Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости при осуществлении им государственной функции по государственному земельному контролю, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие данного федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее — заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении этой государственной функции.
Приказ Минюста РФ № 254, которым утвержден Административный регламент, вступает в силу с 23 января 2008 г., то есть по истечении 10 дней после официального опубликования. С этого момента сотрудники Роснедвижимости (сокращенное наименование Федерального агентства) при осуществлении государственного земельного контроля обязаны строго руководствоваться его положениями.
Что же является объектом такого контроля? В ходе проверок контролируется выполнение собственниками и пользователями земельных участков положений земельного законодательства о недопущении самовольного занятия или обмена земельными участками. Выявляются факты использования земельных участков без оформления правоустанавливающих документов. Проверяются соблюдение указанными лицами порядка переуступки прав на земельный участок, использование ими земель по целевому назначению. Устанавливаются наличие и сохранность межевых знаков, проверяется исполнение предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в этой области.
Проверки, осуществляемые в рамках госземконтроля, согласно п. 35 Регламента подразделены на два вида: плановые и внеплановые. В этом же пункте перечислены юридические факты, являющиеся основанием для проведения проверок. К ним относятся:
· планы проведения проверок;
· жалобы и обращения физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам нарушения земельного законодательства;
· сообщения в средствах массовой информации, содержащие сведения о фактах нарушения земельного законодательства.
Плановая проверка осуществляется в соответствии с планом проведения проверок, утвержденным руководителем территориального органа Роснедвижимости. Планы проверок утверждаются ежеквартально, не позднее 15 дней до начала планируемого периода. Необходимо отметить, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей такие проверки каждого земельного участка проводятся не чаще одного раза в год. В отношении субъекта малого предпринимательства проверка может быть проведена не ранее чем через три года с момента его госрегистрации.
На кого непосредственно возложено осуществление этих проверок? Пунктами 23 и 25 Регламента предусмотрено, что непосредственным проведением проверок будут заниматься старшие государственные инспекторы и государственные инспекторы Роснедвижимости (далее — государственные инспекторы). При этом они наделены следующими правами:
· запрашивать сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе и документы, удостоверяющие права на земельные участки;
· посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, пользовании или аренде;
· давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства и их последствий;
· составлять протоколы об административных правонарушениях; при необходимости обращаться в органы внутренних дел за содействием.
Как плановая, так и внеплановая проверка может быть осуществлена только лишь на основании распоряжения Федерального агентства кадастра недвижимости либо его территориального органа. В соответствии с Регламентом в таком распоряжении обязательно указываются: номер и дата распоряжения; наименование территориального органа; фамилия, имя и отчество государственного инспектора, уполномоченного на проведение этой проверки; данные о лице, в отношении которого проводится проверка; ее цели, задачи и предмет; правовые основания проведения проверки, дата начала и окончания проверки. Следовательно, государственный инспектор, прибывший для проведения проверки, обязан предъявить вам два документа – служебное удостоверение и копию распоряжения о проведении проверки, заверенную оттиском печати соответствующего структурного подразделения.
По результатам проведенной проверки составляется акт проверки соблюдения земельного законодательства (далее — акт) в 2 экземплярах. В акте в обязательном порядке в числе других указываются сведения о выявленных нарушениях, их характере и лицах, на которых возлагается ответственность за их совершение.
В ходе проверки инспектор вправе брать объяснения с лиц, на которых возлагается ответственность за выявленные нарушения. Эти объяснения прилагаются к акту.
Лицу, в отношении которого проводилась проверка, одновременно с актом вручается предписание об устранении выявленных нарушений. Если данное лицо отказалось от ознакомления с составленным актом либо от того, чтобы его подписать, то об этом в акте в обязательном порядке делается соответствующая запись.
В случае выявления в ходе проверки административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении. К таким правонарушениям относятся: самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП); уничтожение межевых знаков (ч. 1 ст. 7.2 КоАП); самовольные обмен или переуступка прав на земельный участок (ст. 7.10 КоАП); умышленное искажение или несвоевременное сообщение информации о земельном участке (ст. 8.5 КоАП); использование земель по нецелевому назначению (ст. 8.8 КоАП); неповиновение законному распоряжению должностного лица, осуществляющего госземконтроль (ч. 1 ст. 19.4 КоАП); невыполнение законного предписания государственного инспектора (ч. 1 ст. 19.5 КоАП).
Порядок привлечения лица к административной ответственности за указанные правонарушения установлен Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Утвержденным Регламентом определен порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, совершаемых (принятых) в процессе осуществления государственного земельного контроля.
Такие жалобы рассматриваются как в судебном, так и досудебном порядке. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях рассматриваются в порядке, установленном гл. 30 КоАП РФ и п. 67—75 Административного регламента.