С 1 января 2008 г. введена новая льгота по НДС: от налогообложения освобождается, в частности, реализация прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Минфин России в Письме от 29.12.2007 № 03-07-11/648 разъяснил некоторые аспекты применения данной льготы в отношении программ для ЭВМ.
Нет передачи прав — нет льготы
В том случае, если работы по созданию программ для ЭВМ выполняются по договору подряда без передачи прав на использование результатов интеллектуальной собственности, льгота не применяется. Такой вывод Минфина не вызывает сомнений, поскольку он явно следует из подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Напоминаем, что передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности регулируется гл. 69 ч. IV ГК РФ и может осуществляться на основании лицензионного договора (ст.1235 ГК РФ).
«Оберточные» лицензии не льготируются
«Оберточными» лицензиями принято называть особый тип лицензионного договора на программы для ЭВМ, когда условия договора изложены на приобретаемом экземпляре таких программ или на упаковке этого экземпляра. Возможность заключения такого типа договора предусмотрена п. 3 ст. 1286 ГК РФ. Начало использования данной программы покупателем означает его согласие на заключение договора. Таким образом, на момент приобретения программы лицензионный договор еще не заключен. На этом основании Минфин делает следующий вывод: при реализации программ в товарной упаковке без заключения отдельного лицензионного договора в письменной форме на момент реализации льгота по НДС не применяется.
Действительно, основанием для применения льготы является лицензионный договор (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). При этом Налоговый кодекс отдельно не определяет порядок применения льготы при реализации программ в упаковке. Поэтому при применении указанной льготы налогоплательщикам необходимо исходить из положений ГК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ). Анализируя норму п. 3 ст. 1286 ГК РФ, можно сделать вывод, что лицензионный договор считается заключенным только в момент начала использования программы. Очевидно, что этот момент не совпадает с моментом реализации, ведь невозможно начать использовать программу сразу при ее покупке. Таким образом, поскольку на момент реализации лицензионный договор еще не заключен, то отсутствует основание для применения льготы.
Остается надеяться, что законодатели внесут уточнения в порядок применения льготы при реализации программ в товарной упаковке.
Когда продавец — иностранец
Минфин разъясняет, что российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента при приобретении у иностранной организации прав (исключительных и неисключительных) на использование компьютерных программ для ЭВМ по лицензионным договорам.
Напомним, что налоговыми агентами, в частности, признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (п. 2 ст. 161 НК РФ). Местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РФ (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Однако, поскольку данные операции по реализации прав на территории РФ льготируются, у российской организации при приобретении этих прав обязанностей налогового агента не возникает.
Посредник льготе не помеха
Последнее замечание Минфина касается применения льготы при продаже компьютерных программ через посредников.
Минфин отмечает, что распространение программных продуктов через сеть торговых посредников (дилеров, дистрибьюторов) с передачей неисключительных прав от организации-производителя через цепочку посредников до конечного потребителя на основе лицензионных договоров НДС не облагается.