В России сегодня насчитывается около 1000 малых городов и поселков городского типа. В них проживает приблизительно 35 млн человек. Вместе с сельскими поселениями число жителей российской глубинки составляет примерно 80 млн человек, или 55% населения страны.
В Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2008—2020 гг.) записано: «В территориальном отношении бедность концентрируется в сельской местности и небольших городах».
Потоки денежных, товарных, производственных, трудовых ресурсов обращаются в центрах расселения — Москве и других крупных городах. Этот процесс поддерживается благодаря сложившейся ранее системе транспортных и информационных магистралей.
Сгруппированные вокруг центров малые города и сельские поселения (МГиСП) существовали раньше за счет централизованного перераспределения ресурсов. Сейчас они пытаются выжить по одиночке. Сельскохозяйственная деятельность и местная промышленность не создают потенциал саморазвития в нынешних условиях. Нужны кардинальные решения во спасение МГиСП и в конечном итоге во благо государства.
Схеме расселения нужна новая эволюция
Пути выживания подсказывают пройденные развитыми странами этапы расселения. Суть их — переход на более высокую ступень организации схемы народонаселения, которая отвечает требованиям эффективного размещения производительных сил в разные промежутки времени. В современных условиях это глобализация и развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Значит, из ныне разрозненных населенных пунктов надо создавать целостную сеть взаимодействующих между собой малых городов и сельских поселений. Такое взаимодействие в Законе о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) называется межмуниципальным сотрудничеством.
Современные средства коммуникаций позволяют осуществить интеграцию быстро и в посильных размерах для финансовой системы страны. Предпосылки для этого есть. Малые города и села — неотъемлемая составная часть опорного каркаса расселения, а также сети дорог и каналов связи.
Путь преобразования видится в формировании агломерации МГиСП. Суть ее заключается в эффекте соединения и взаимодействия, который возникает в целостных структурах расселения. Это не укрупнение, а образование более высокой ступени организации сети расселения. В результате взаимодействия элементов через современные средства связи с использованием новейших ИКТ такое объединение может воспроизвести не меньший эффект, чем городские агломерации.
Цель создания агломерации муниципальных образований — решать скоординированными усилиями всех ее участников похожие проблемы выживания.
Главная задача развития производительных сил в таких структурах — рост среднего уровня производительности труда и эффективности использования ресурсов на основе воспроизводственного алгоритма. Как у рачительного хозяина полученный доход или заемные ресурсы пускаются в дальнейшее обращение и наращивание производства, так и общие дивиденды должны вкладываться в проекты, которые приумножат совместный доход. Циклы воспроизводства повторяются до тех пор, пока не появятся свободные ресурсы, которые можно направить на бездоходные, но социально значимые проекты.
Ресурсы выживания
Интенсификация потребует поиска способа деятельности, приносящего жителям достойный доход и повышающего прожиточный уровень. В США для обучения предпринимателей используются бесплатные демонстрационные программы. Если вспомнить, в СССР росту эффективности труда служили институты повышения квалификации трудоспособного населения, занятого на производстве. Думается, накопленным ранее опытом не следует пренебрегать.
Наиболее понятное и самое обсуждаемое поле деятельности, дающее быстрый возврат вложенных средств, — это экскурсионная, туристическая, рекреационная сфера. С той концентрацией памятников, которая существует в России, можно получать значительный доход от организации экскурсионного дела и туризма. Для этого от государства требуются лишь организационный толчок и сравнительно малый первичный капитал.
Далее важнейшей функцией муниципалитетов является поддержание равновесия экосистемы, сохранение в чистоте рек, лесов, земель. Это тот потенциал, который муниципальные образования могут и должны использовать совместными усилиями. Жители крупных городов подтвердили данное определение, скупая дома и участки в ближних и отдаленных пригородах. И, что важно отметить, тем самым они оживляют вымирающие деревни.
Агломерация может сделать это движение упорядоченным. И нужно-то для этого совсем ничего — вовремя предоставлять необходимую информацию и пополнять местные доходы за счет предоставления услуг горожанам.
Новые технологии рождаются вдали от суеты
Инновационные и образовательные центры в развитых странах все больше стремятся использовать ресурс чистой природы для увеличения отдачи вложений в научные разработки. С каждым годом они концентрируют свои производительные силы на исследованиях, производстве нового знания, на воплощении его в образцах новой техники, размещая производителей знания там, где их работа наиболее эффективна. Государства тратят немалые средства на создание специальных условий для эффективного производства нового знания: совершенствуют системы образования, исследований, научного творчества, развития общей культуры населения.
В этом контексте небольшие муниципальные образования, объединенные в целостную систему посредством сетей транспорта и связи, идеально подходят для стимулирования развития условий творческого потенциала инновационного процесса. Создание целостной сети малых городов и сельских поселений — есть освоение огромного резерва внутристранового производительного потенциала с одновременным привлечением дополнительных ресурсов из глобальных сетей.
Традиционные ремесла — тоже часть культурно-исторического наследия. Их возрождение в условиях агломерации может произойти быстрее и с большим эффектом. О начале такой работы в Центральном федеральном округе «ЭЖ» сообщала в № 41.
Для малых городов и сельских поселений в России развитие корпораций — «отложенный» резерв развития производительных сил. За рубежом корпоративная форма вдохнула новую жизнь в развитие сети муниципалитетов и сдерживает рост городских агломераций. Причины отставания отечественного машиностроения по производительности труда и качеству выпускаемой серийной продукции от развитых стран во многом коренятся в недооценке таких форм организации производства.
Возможно все, было бы желание
Преодолеть отставание от развитых стран в размещении производительных сил можно, выравнивая общие условия в пространственной, сетевой организации производства.
Естественно, преобразование расселенческой структуры МГиСП — огромная работа. Одним рыночным механизмом не справиться. Нужна государственная политика, отвечающая геоэкономическим вызовам современности. Наравне с усилением государственного участия обязательным условием формирования агломерации МГиСП являются информационно-коммуникационные технологии. Они помогут:
· структурно и организационно упорядочить объединения (выделение, в частности, внутри них функциональных зон и других составляющих структур);
· создать адаптированную для новых целей банковскую систему (возможно, через банк развития агломерации муниципальных образований или соответствующий фонд);
· внедрить эффективные системы управления и самоуправления для поддержки и развития начинаний и текущей деятельности;
· координировать взаимодействие производителей сети МГиСП.
Органы местного самоуправления должны будут проявить мудрую дипломатию в отношениях с региональными и федеральными властями. И от всех уровней публичной власти потребуется бережное решение этнических, социальных и многих других вопросов, составляющих то, что называется решением проблемы выживания и возрождения малых городов и сельских поселений России.
НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГЛОМЕРАЦИИ МАЛЫХ ГОРОДОВ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (МГиСП):
1.1 расширенное сельскохозяйственное воспроизводство;
1.2 эксплуатация культурно-исторического наследия и природных памятников в целях использования рекреационных ресурсов для организации отдыха всех желающих;
1.3 участие в преобразовании организационных условий большой промышленности для выравнивания показателей ее эффективности с уровнем развитых стран;
1.4 организация общих условий производства знаний.
МНЕНИЕ
ВЯЧЕСЛАВ РОГОВ, МЭР ГОРОДА ПОКРОВ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ:
— Россия состоит из малых и средних городов. И вот с развитием малых городов, я думаю, будет реальное возрождение России.
ЮРИЙ КОШЕЛЕВ, ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АТКАРСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ:
— Нужно обратить внимание на малые города и районные поселки. Очень плохие дороги у нас в селах — не проедешь. Мы их каждый год латаем, а нам дают всего, может быть, 7—8% от того, что действительно нужно.