Этажи всеобщего пессимизма

| статьи | печать

Россияне с большим недоверием относятся к новой либеральной пенсионной системе. И в следующем году вряд ли стоит ожидать коренного изменения.

 

Россия отстает от развитых стран по количеству негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в 60—70 раз. Такое заявление сделал недавно заместитель руководителя ФСФР Сергей Харламов на конференции «Российский рынок коллективных инвестиций». По его мнению, отставание объясняется следующими причинами:

·         низкой капитализацией финансовых институтов, работающих на пенсионном рынке;

·         большой волатильностью отечественного фондового рынка;

·         высокой концентрацией рынка (см. «ЭЖ» № 48);

·         и что самое главное — крайне низкой активностью населения на рынке пенсионных денег.

Последнее объясняется скромными доходами россиян, серьезными прорехами в нормативной базе, непоследовательной политикой властей в продвижении реформы, особенно в части добровольных накоплений. Все это приводит к тому, что средний россиянин с недоверием относится не только к НПФ, но и к новой либеральной пенсионной системе.

По данным всероссийского социологического исследования на тему: «Отношение населения к системе пенсионного обеспечения и ходу ее модернизации», проведенного ВЦИОМ в ноябре по заказу Пенсионного фонда России, 44% россиян предпочитают оставить прежний, распределительный, вариант пенсионной системы. Накопительный предпочитают всего 29% респондентов. При этом существуют две примерно равные группы: респонденты, которых вообще не волнует ни тот ни другой вариант (12%), а также те, кто еще не решил, что их больше устраивает (15%). «Скорее удовлетворены» услугами пенсионного обеспечения всего 20% граждан, в то время как «скорее не удовлетворены» 35% респондентов.

Отвечая на другой вопрос: «Как изменилось положение дел в сфере пенсионного обеспечения за последний год?», почти половина опрошенных сошлись во мнении, что ситуация никак не изменилась (48%). И только 21% россиян отметили некоторое улучшение.

За рамками исследования остался другой важнейший вопрос: «Что или кто мешал власти на протяжении последних лет продвигать пенсионную реформу?»

Не нужно быть финансовым гуру, чтобы предположить, что данная расстановка приоритетов серьезно не изменится и через год. Причины следующие:

·         по известным обстоятельствам до весны 2008 г. вряд ли стоит ожидать появления столь необходимых законов. В частности, законопроект «О накопительных пенсиях», предусматривающий существенное расширение перечня ценных бумаг, в которые могут инвестировать средства НПФ, отложен на неопределенное время. Только 1 июля 2008 г. вступит в силу довольно «сырой», по мнению экспертов, Закон «О дополнительных страховых взносах»;

·         граждан, уже доверивших свои деньги НПФ в рамках добровольной и (или) обязательной системы пенсионных накоплений, ожидает настоящий «холодный душ», когда они ознакомятся с отчетами за 2007 г. И вряд ли их удовлетворят объяснения насчет «мирового финансового кризиса» и «форс-мажорных обстоятельств».

 

 

СПРАВКА

На сегодняшний день действующими клиентами НПФ по программе добровольного пенсионного страхования являются менее 8% экономически активного населения России, а доля пенсионных активов НПФ к ВВП у нас чуть выше 1,5%. Между тем во многих развитых странах пенсионные активы превышают данный показатель в 40—50 раз.