Завершен период интенсивных двухсторонних переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Несогласованными остались 6 разделов: объемы поддержки агропромышленного комплекса, вопросы защиты интеллектуальной собственности, ветеринарные и фитосанитарные меры, технический регламент и экспортные пошлины.
Пора говорить не об условиях присоединения России к ВТО, а о том, что мы будем делать в этой организации, решили специалисты различных сфер экономики. Под эгидой Торгово-промышленной палаты России (ТПП) они рассмотрели механизмы конкуренции и защитных мер предприятий, отраслей и регионов в условиях действия правил ВТО, обсудили вопрос о том, как использовать механизмы и нормы торгового сообщества на пользу отечественным производителям. Эксперты ТПП сформировали пакет предложений промышленников для представления в исполнительные и законодательные органы власти.
Pro et сontra
Очередную «окончательную» дату вступления России в ВТО — 1 июля 2008 г. назвал заместитель директора Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Андрей Кушниренко. Это означает, что не позднее начала 2009 г. в соответствии с обязательствами Россия должна изменить таможенно-тарифную политику, в частности существенно снизить импортные пошлины.
Давно известно, что плюсы и минусы работы на международном рынке связаны не столько с его жесткими законами и нравами, сколько с состоянием экономики страны, региона, предприятия, а также умов государственных мужей и предпринимателей, с той среднесрочной и долгосрочной стратегией развития внешнеторговых отношений и защиты внутреннего рынка, которую выбирает государство.
Наша экономика, в сущности, уже многие годы интегрирована в мировое хозяйство. Сделано немало шагов и в области таможенно-тарифного регулирования, некоторые изменения даже более радикальны, чем того требует Всемирная торговая организация. Поэтому вступление в ВТО, по мнению руководства Минэкономразвития, повлияет на отрасли не так существенно, как на отдельные предприятия. И это связано с их индивидуальной готовностью к работе в условиях мирового рынка.
Однако оппоненты чиновников полагают, что как минимум 12 коренных отраслей отечественной экономики не готовы к работе по нормам мирового торгового сообщества, поэтому вступление России в ВТО для них может оказаться губительным, если не излечить экономику от застаревших недугов:
· низкой обновляемости производственных фондов;
· отсутствия качественного обмена деловой информацией для реализации инфраструктурных проектов;
· искажения информации и непрозрачности структуры корпоративной и государственной собственности;
· слабого внедрения корпоративного управления, системы менеджмента качества и сертификации продукции по международным стандартам;
· неразвитости деловой и финансовой инфраструктуры;
· разрыва между потребностью привлечения кредитных ресурсов и возможностью обеспечить ликвидность инвестиций;
· отсутствия информации о стоимостных и качественных характеристиках отечественной экономики, в том числе квалификации сотрудников промышленных предприятий;
· неудовлетворительного дизайна и качества продукции.
Государственная поддержка экспорта высокотехнологичного оборудования остается недостаточно эффективной. Чтобы позиционировать РФ в системе международной торговли, нужно разработать национальную внешнеэкономическую стратегию и систему мер по компенсации затрат предприятий на прохождение процедур сертификации их продукции в иностранных государствах.
Исполнительная власть и предприятия должны научиться максимально использовать преимущества членства в ВТО: прозрачные и предсказуемые внешнеэкономические процессы, нормальный доступ к рынку финансовых услуг, реалистичные перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны.
Решив эти вопросы, в рамках ВТО компании смогут расширить круг партнеров и увеличить товарооборот, а приток капитала увеличит число рабочих мест, повысит благосостояние и качество жизни граждан, полагает координатор программы Евросоюза Внешторгклуба МЭРТ РФ Иван Сурма.
Вместе мы сила
О проблемах, которые могут возникнуть у металлургов в условиях ВТО, сообщил директор Фонда развития трубной промышленности, председатель Совета по аккредитации РСПП Александр Дейнеко. Он посетовал, что государство никак не может отрегулировать несправедливые условия конкуренции, например, с китайскими трубниками. В результате 140 предприятий КНР беспрепятственно поставляют в Россию свои трубы неопределенного качества и по демпинговым ценам, а механизмы ограничения импорта не работают.
Антидемпинговые расследования даже по Федеральному закону от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» занимают 21 месяц, а фактически с подачи заявления до начала действия пошлины проходит почти 2,5 года. В то же время Евросоюз без промедления ввел ограничительные пошлины для российской продукции, а США — запретительные для китайской.
По мнению А. Дейнеко, если исполнительная власть не прислушается к голосу предпринимателей, не создаст альянс с промышленниками и банкирами, то от вступления в ВТО существенно пострадают машиностроение, пищевая и легкая промышленности, а также АПК. Производство снизится от 5 до 13%, занятость населения грозит упасть на 15%, существенно вырастет доля импорта.
Фонд развития трубной промышленности предлагает исполнительной власти:
· разработать инструменты и механизмы промышленной политики, стимулирующие процессы адаптации различных отраслей к работе в условиях ВТО;
· увеличить объем средств федерального бюджета, направляемых на компенсацию части процентных ставок при экспорте продукции;
· разработать единые федеральные правила для организации технопарков на территории РФ;
· разделить все отрасли на 4 группы по доле экспорта в общем объеме выручки: 10, 25, 50% и больше. И государство должно применять различные механизмы воздействия на эти группы отраслей от налоговых преференций до патроната.
Рынок без проблем
Россия теряет конкурентоспособность не только в рамках Евросоюза, но даже в рамках СНГ, считает генеральный директор Российского союза товаропроизводителей Валерий Поляков. Чтобы наши предприятия были конкурентоспособны на международном рынке, надо не только создавать мощные госкорпорации, которые противостоят транснациональным монстрам западного капитала, но и разобраться с внутренним рынком. Например, закон о противодействии рейдерству никак не может пройти Госдуму, а факты рейдерства разбираются только арбитражными судами. В итоге экономический терроризм в стране остается неподсуден.
Решение проблем транспортников со вступлением России в ВТО обозначил Михаил Низов, вице-президент Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП). Емкость автотранспортного рынка составляет 6 млрд долл. 25% грузов внешней торговли России перевозят автомобилисты. Однако, несмотря на квотирование и разрешительную систему, доля отечественных перевозчиков всего 40% по объему, а по стоимости едва доходит до 20%. Отечественные автомобилисты вполне могли бы весь груз перевозить сами. Но дело в том, что 50% автопарка устарело, не соответствует экологическим нормам Евросоюза и не допускается на европейские линии.
Со вступлением в ВТО и либерализацией рынка преференции будут отменены не в пользу нашего автотранспорта и Россия будет терять минимум 2 млрд долл. в год.
М. Низов подчеркнул, что необходима государственная политика обновления автопарка российских перевозчиков. К примеру, у иностранных коллег лизинг предоставляется под 6% годовых. АСМАП предлагает российским банкам под гарантии государства предоставлять автомобилистам кредит в 6% годовых, а курсовую разницу возвращать вместе с налогами.
Практика завышения транспортного налога в регионах не только накладна для автомобилистов, но и вредна местному бюджету, потому что отечественный перевозчик уходит туда, где выгоднее работать. Налог надо дифференцировать по степени экологичности транспортного средства. Базовым следует сделать авторанспорт, действующий по российской норме экологического класса Евро-2, и снижать ставки для более экологичного транспорта: Евро-3 — на 10%, Евро-4 — на 30, Евро-5 — на 50%. Такой подход принесет больше налога в государственную и региональную казну.
ВЫВОДЫ
Меры обеспечения конкурентоспособности России в ВТО:
· обеспечение совместимости российской правовой системы с принципами и правилами ВТО;
· перевод всей промышленности и всех банковских структур на международную систему финансовой отчетности;
· модернизация производства и внедрение прогрессивных технологий;
· финансирование оборотного капитала, комплексное кредитование, предоставление государственных банковских гарантий, содействие лизинговым сделкам;
· сертификация и классификация персонала российских компаний по стандартам Евросоюза;
· отработка методов судебной защиты участников ВЭД и помощи им при разрешении споров на межправительственном уровне;
· организация защиты малого бизнеса, который может больше всех пострадать при вступлении в ВТО;
· создание специального интернет-портала общедоступной информации по вопросам работы в условиях ВТО, проведение семинаров и обучение работе по международным правилам и этическим нормам, повышение квалификации российского менеджмента.