Реформа местного самоуправления выходит на финишную прямую. Остается год до вступления в полном объеме и на всей территории страны Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 06.10.2003). Только народ безмолвствует, а «самоуправляют» чиновники.
В России народ в большинстве своем социально апатичен. Но другого нет и не будет. Закон № 131-ФЗ как раз призван возбудить общественную активность и установить подлинное народовластие на местах.
Но, судя по реализации Закона, реформа становится скорее примером самоуправства чиновников. Она инициирована сверху и осуществляется федеральной властью и региональной политической элитой. Видимо, поэтому Закон, с одной стороны, выстроил властную иерархию так, что органы местного самоуправления зависимы от государственной власти Федерации и ее субъектов, а с другой — подчинил городские и сельские поселения муниципальным районам и городским округам. Да и муниципалитеты не особо заинтересованы в участии населения в местном управлении.
Губернаторы держат глав городских округов и муниципальных районов на коротком поводке, выделяя им бюджетные средства по принципу «люб — не люб». Федеральное законодательство позволяет им делать это и многое другое посредством принятия региональных законов о местном самоуправлении.
Губернаторское секвестирование продолжают главы муниципальных районов и городских округов, урезая финансы поселений. По свидетельству члена Общественной палаты РФ Вячеслава Глазычева, одно из сельских поселений в Уральском федеральном округе получило из района сумму, достаточную для замены электрических лампочек на 4 фонарных столбах и для одного прохода грейдера по улице.
В поселке Уршельский во Владимирской области 20 лет ждали ремонта водопроводных сетей. В этом году уложено 2 км труб, а надо — 45 км.
Таких явлений — тьма. Еще интереснее пример Ставропольского края, где в порядке эксперимента ФЗ № 131-ФЗ реализуется в полном объеме. Там самодостаточные муниципальные образования — города Кисловодск, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки — объединили в не предусмотренный Законом административный округ под названием «Кавказские Минеральные Воды» и посадили в нем наместника в ранге вице-губернатора.
Сколько десятилетий властям мечталось о смычке города с деревней, и чаяния осуществились! К счастью, только в трех регионах. В Калининградской, Сахалинской и Свердловской областях не осталось сельских жителей — в них попросту нет муниципальных районов. И вышло даже экономно: областные власти сами себя освободили от выплаты льгот, предусмотренных федеральным законодательством сельским медикам, педагогам, молодым специалистам.
Закавыка эта коснулась не только селян, но и мэров городов. Нормами Градостроительного кодекса предусмотрено обязательное представление в Министерство регионального развития РФ генеральных планов развития и застройки территорий. Выходит, мэры должны будут составлять единый генплан городов и окрестных сел с их коровниками и огородами?! Радует только, что новоиспеченным «горожанам» не запретили еще держать живность крупнее Мурзика и Тузика и вскапывать «газоны».
Не отстают в самоуправстве от «старших» чиновников и в муниципалитетах. Сплошь и рядом в них служащие рангом пониже придумывают разные регламенты и правила, чтобы не допустить неугодных им людей к участию в решении местных проблем. Не случайно заместитель генерального директора Агентства муниципального и регионального развития Ольга Савранская предлагает дополнить Закон о местном самоуправлении положением о бездеятельности муниципалитетов по развитию общественной активности населения.
«ЭЖ» считает, что нужны также меры ответственности органов государственной власти за неправомерную деятельность в ходе реализации муниципальной реформы. Иначе народ так и будет безмолвствовать.
…Самая трудная работа в стране — это внизу, это у вас. Это тот уровень, где представители власти напрямую, лицом к лицу сталкиваются с людьми.
Владимир Путин. 23 октября 2007 г.