В Россию стекаются сотни тысяч мигрантов, но на рынке труда ситуация легче не становится. Люди едут туда, где рынок труда и без них переполнен. Москва и Санкт-Петербург не могут принять поток безработных нелегалов. В то же время Зауралье испытывает острую нехватку рабочих рук. Перераспределение миграционных масс, их легализация и переезд на постоянное место жительства в РФ — первая проблема, которую государства СНГ намерены урегулировать в 2008 году.
Трудовые мигранты — это благо для любой страны, однако в России опять получилось «как всегда» — те, кто приезжает работать в нашу страну, работают в основном незаконно. Государство недополучает в виде налогов около 8—9 млрд долл. в год, а нелегалы — те, кто приезжает работать, не регистрируясь, без трудовых договоров — являются объектами бешеной эксплуатации со стороны недобросовестных работодателей. Нелегальные мигранты не имеют права ни на медицинскую или юридическую помощь, ни на другие социальные гарантии — их будто нет на территории страны. Между тем низкая зарплата мигрантов негативно влияет и на социальное положение россиян, поскольку это отражается и на их окладах.
Несмотря на то что прозрачность и порядок в обоюдных интересах приезжих и государства, мигранты не первый год остаются в тени. По мнению заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, это связано с тем, что наведению порядка в этой сфере мешают недобросовестные работодатели. Он считает, что противостояние российского государства и трудовых мигрантов — миф, поскольку государство не старается ущемить или усложнить пребывание людей из других стран на территории РФ.
Это противостояние действительно существует, но одной его стороной являются российское государство и трудовые мигранты, а другой — недобросовестные работодатели. За время действия нового законодательства на работодателей было наложено 3 млрд руб. штрафов за использование нелегальной рабочей силы. Сегодня Федеральная миграционная служба налагает штрафы только на работодателей, а не на мигрантов. Максимальная сумма составляет 800 тыс. руб., кроме того, ФМС может приостановить деятельность предприятия на срок до 6 месяцев.
Хорошие новости
С 15 января 2007 г. в России действует миграционное законодательство, существенно упрощающее режим получения разрешения на пребывание в России и устройство на работу иностранных граждан. Трудовые мигранты, которые пребывали в Российской Федерации на полулегальном положении, сегодня могут в уведомительном порядке встать на миграционный учет и без проблем жить и работать на территории РФ.
«За 9 месяцев, прошедших с момента принятия нового закона, на миграционный учет встало более 6 млн иностранных граждан, тогда как за аналогичный период прошлого года эта цифра составила 3,6 млн. То есть прирост людей, легально пребывающих в стране, увеличился фактически в два раза», — говорит начальник Управления по делам соотечественников Федеральной миграционной службы России Евгений Маняткин.
Чиновник полагает, что это только начало, поскольку уже разработана нормативно-правовая база ЕврАзЭС, куда на первоначальном этапе войдет 21 соглашение. Ее формированием занимаются Россия, Белоруссия и Казахстан. В настоящее время действуют уже 8 соглашений, 4 подписано. Осталось 9 основополагающих документов, которые должны подписать главы правительств на ближайшем заседании Межгоссовета ЕврАзЭС.
В 2007 г. разрешения на работу получили 1,75 млн человек. Между тем в ООН подсчитали, что Россия нуждается в 25 млн трудовых мигрантов и порядка 1 млн специалистов, чтобы выполнять такие среднесрочные программы, как строительство жилья по 80—85 млн кв. м в год.
Но проблему мигрантов нужно решать комплексно — в первую очередь привозить людей туда, где рабочих рук не хватает. Нередко можно услышать о негативном отношении к приезжим — мол, понаехали, а между тем многие регионы нуждаются в мигрантах. Прежде всего это Дальний Восток, Приморский и Хабаровский края, Иркутская и Амурская области, а не Москва и Санкт-Петербург, где и без того сложная миграционная ситуация.
Предполагается, что 2008 г. станет определяющим — государство увидит результаты действия новых законов, граждане СНГ, приехавшие работать, почувствуют, что отношение к ним изменилось — в первую очередь со стороны работодателей.
Можно жить
К сожалению, не все проблемы можно решить с помощью гастарбайтеров. Если спрос на рабочие руки на стройках могут удовлетворить временные работники из стран СНГ, то в высокотехнологичных областях требуются специалисты не на один год. Привлечь людей жить и работать в Россию чиновники надеются с помощью «Программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в РФ, проживающих за рубежом» .
В настоящее время эта «Программа...» начала реализовываться: для этого пришлось принять дополнительно 37 различных нормативных актов — от внесения изменений в федеральные законы до соответствующих распоряжений и приказов министерств и ведомств. В том числе это вступившие в силу с 15 января законы № 109 о миграционном учете иностранных граждан и №110 о внесении изменений в правовое положение иностранных граждан.
В августе 2007 г. принят последний нормативно-правой акт — это приказ Федеральной миграционной службы, регламентирующий деятельность территориальных органов и порядок процедур, которые проходят соотечественники при переселении в РФ.
Уже сегодня, по прошествии трех месяцев в рамках госпрограммы, поменяли место жительства и трудоустроились на новых местах работы 160 человек. А консульские учреждения получили свыше 4 тыс. анкет от соотечественников. Вместе с членами семей Россия готовится принять более 7 тыс. человек. Начальник Управления по делам соотечественников ФМС предполагает, что их число будет увеличиваться в геометрической прогрессии.
Согласно госпрограмме процедуры, которые должны пройти переезжающие в РФ на постоянное место жительства, достаточно просты: соотечественник заполняет анкету, которая в режиме он-лайн становится доступна территориальному органу Федеральной миграционной службы. ФМС в течение 5 дней передает анкету в территориальный орган, который занимается в субъекте РФ приемом и устройством переселенцев. В аналогичный срок этот уполномоченный орган решает судьбу переселенца.
В случае положительного решения, если мигрировать собрался гражданин РФ, проживающий в другой стране, он пишет заявление и в течение 20 дней получает свидетельство участника госпрограммы, после чего может переезжать в Россию. Иностранному гражданину придется подождать 60 дней, пока проверку проводят ФСБ, МИД и другие службы.
Ложка дегтя
Председателю комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадиму Густову перспективы переселения соотечественников в Россию не кажутся столь радужными. Он обратил внимание на то, что в этом году по «Программе...» деньги были выделены на 50 тыс. человек, которые должны были переехать в 12 субъектов Федерации, а переехали всего 160! Несмотря на это, в 2008 г. планируется принять уже 150 тыс. переселенцев.
Однако В. Жарихин считает, что в этом ничего странного, поскольку цифры сначала запланировали и выделили деньги, а затем поручили Министерству иностранных дел определить, сколько людей собирается переселиться. Заявления исчисляются тысячами, максимум десятками тысяч, но запланированного порога вряд ли достигнут — за годы, прошедшие после распада СССР, те, кто имел возможность и хотел уехать, уже уехали, а оставшиеся адаптировались в новых государствах СНГ.
Вопросов осталось много, в том числе касающихся внутренней миграции в России, поэтому не стоит ожидать увеличения потока переселенцев, поскольку у государства нет возможности их нормально принять — обеспечить льготы и достойный социальный уровень. «Возможно, когда к нам приедут те, кто действительно этого хотят, а мы обеспечим им все условия, на основе их отзывов поток начнет возрастать», — сказал он.
А пока нужно думать, как трудоустроить 800 тыс. таджиков, которых Таджикистан официально просит принять в следующем году, и отреагировать на 50 тыс. заявлений потенциальных строителей олимпийских объектов в Сочи.