Раз уж праздники отшумели, можно возвращаться к темам будничным, даже неприятным. Конечно, антизвездой прошлого, в целом успешного, года стала высокая инфляция. Причины ее скачка «ЭЖ» достаточно подробно осветила в минувшем году. Сегодня эта тема интересна уже в другом ракурсе: какие уроки стоило бы учесть в наступившем году, о чем не забыть, какую дырочку, так сказать, в ремне готовить под инфляцию в 2008-м?
Впоследнем мониторинге социально-экономического развития страны, который МЭРТ обнародовал под Новый год, есть любопытные детали, в частности, на тему «как плохо быть бедным» и по результативности усилий Правительства в борьбе с ростом цен на основные продукты питания.
У каждого инфляция, известно, своя, и жестокая несправедливость жизни проявляется в том, что у граждан с низкими доходами она выше, а у богатых соответственно наоборот. И как следует из данных Минэкономразвития, бедным в прошлом году стало еще хуже.
Так, по итогам 2006 года разница в уровнях инфляции для первой децильной группы (граждане с самыми низкими доходами) и десятой (самые богатые) составила 1,5%, а за январь — ноябрь 2007-го эта «вилка» выросла до 4,8%. Тогда же рост цен для первой группы превысил средний показатель «всего» на 0,8%, а к декабрю прошлого года — на 3,9, в то время как десятая группа не добирала до уровня инфляции на эту дату (10,6%) вполне весомые 1,7%. Читателям даем возможность самим подобрать себе группу «по кошельку» (см. диагр.).
Впрочем, могло быть и хуже. Министры, видимо, по делу заявляли в том духе: «Если бы не мы», имея в виду известное соглашение с производящим и торговым бизнесом о «заморозке» цен на самые ходовые продукты питания. В цифрах эффект этого «взаимопонимания» на 17 декабря отражает представленная таблица.
Обратим внимание, что в ноябре по сравнению с сентябрем и особенно октябрем существенно притормозили в росте и цены на продукты, не попавшие под названный «пакт» — сливочное масло, сыр и творог. Данные же за период с 27 ноября по 17 декабря смотрятся еще более красноречиво.
Однако явно проморгали один важнейший продукт: в ноябре взметнулись цены на «второй хлеб» для народа — картофель — на 7,7% — и продолжили существенно расти и дальше. В итоге с момента действия соглашения, в условия которого картошка не попала, цены на нее показали самый высокий прирост (15,6%) из всех основных продуктов питания.
А к 17 декабря с начала года они перекрыли подорожание и плодоовощной продукции в целом, и основной еды: 28,3, 20,4 и 26,6% соответственно. Обычно, объясняет Минэкономразвития, картофель дорожает после Нового года, а тут на тебе.
Между тем соглашение о «заморозке» цен на некоторые продукты теряет силу уже с 1 февраля. Ответ на вопрос, чего ждать, известен: ничего хорошего. Это в конце 2007-го подтвердил и вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, инфляция стабилизируется лишь после президентских выборов. Мощный аргумент! Ну да ладно. Нынче надо думать, на какой уровень ценового роста в новом году затягивать ремешки.
Помнится, в прошлом октябре немало экспертов, возможно, под сильным впечатлением от роста цен называли цифры 12—14%. Позже страсти улеглись, и специалисты Всемирного банка пришли к выводу, что в России, если постараться, можно сдержать инфляцию на уровне 9%. Да, эта цифра нам подходит, согласились в Минфине.
А Минэкономразвития заявил, что будет стремиться вообще к 8,5%. Нет уж, потребительские товары в 2008-м подорожают не менее чем на 9—10%, подсчитали специалисты Всероссийского научно-исследовательского института потребительского рынка и маркетинга.
Короче, так или иначе чаще всего мнения крутятся вокруг цифры 9. Немало, конечно. Тут, главное, не забыть, что в начале 2007-го они крутились вокруг цифры 8...