«Требуйте долива пива после отстоя!» — люди старшего и среднего возраста наверняка еще хорошо помнят этот знаменитый лозунг времен «развитого социализма». Альтернативой недоливу солодового напитка было разбавление его водой. К счастью, времена дефицита канули в Лету, и пивоваренная индустрия в современной России входит в десятку крупнейших отраслей промышленности. В общем объеме производства она занимает 2,9%, а в пищевой промышленности — 30%.
Жестокая конкурентная борьба
Статистика свидетельствует, что производство и продажа пива стали одним из наиболее прибыльных и быстро развивающихся секторов российской пищевой индустрии. Рост доходов россиян и повышение качества пива положительно сказались на развитии рынка, привлекли к нему дополнительное внимание российских и зарубежных инвесторов. Увеличивается ассортимент, растут объемы производства и инвестиций в рекламу на фоне ужесточения конкурентной борьбы в отрасли.
И хотя на сегодня процесс консолидации практически завершен, особенно остро между собой конкурируют 6 крупнейших компаний, контролирующих 90% рынка пива в России: «Балтика», «Очаково», «ИнБев», «ПИТ», «Эфес», ООО «Пивоварня Хейнекен Байкал» (бывшая «Байкальская пивоваренная компания»). Однако, по словам руководителя Исполнительного секретариата Союза российских производителей пиво-безалкогольной продукции Вячеслава Мамонтова, наряду с транснациональными холдингами развиваются и предприятия малого и среднего бизнеса.
Компания «Балтика» завершила процесс объединения производственных мощностей компаний «Вена», «Пикра» и «Ярпиво». Стоимость бренда «Балтика», по оценке международной консалтинговой компании Interbrand Group, составила в 2006 г. более 51,6 млрд руб.
Единственный из оставшихся независимых крупных производителей в российской пивоваренной индустрии — ЗАО МПБК «Очаково» — настойчиво опровергает слухи о продаже контрольного пакета акций, но тем не менее не отвергает возможности партнерства.
Компания «ИнБев», появившаяся в результате стратегического альянса между бельгийским холдингом «Интербрю» и бразильской фирмой «АмБев», намерена перенести штаб-квартиру по Центральной и Восточной Европе в Москву. Такое решение говорит о том, что крупнейший мировой производитель пива уделяет серьезное внимание российскому рынку. Холдинг «Эфес» приобрел казанский «Красный Восток» и планирует в результате этой сделки в ближайшие 1—2 года занять 15% российского рынка пива.
Всего в 2006 г. в России было произведено 998,6 млн дал пива, что составило 9,8% прироста по сравнению с предыдущим годом. В I полугодии 2007 г. рынок пива рос значительно более высокими темпами, чем это было предсказано в конце 2006 г. Показатели роста производства только за январь — май составили 30,4% по сравнению с уровнем прошлого года. За январь — ноябрь 2007 г. пивовары изготовили 1,1 млрд дкл пенного напитка (116,6% по отношению к 2006 г.).
По оценкам Национальной алкогольной ассоциации (НАА), объем розничных продаж пива по итогам 2007 г. вырос на 12% — на сумму 660 млрд руб. Особый успех выпал на долю компании «Балтика». Ее бренды — «Арсенальное», «Ярпиво» и «Невское» — отмечены в рейтинге «50 лучших российских брендов», опубликованном в январском номере журнала Forbes. Доходы от продаж бренда «Балтика» за 9 месяцев 2007 г. составили 50,3 млрд руб., бренда «Арсенальное» — 14,1 млрд, «Ярпиво» — 9,2 млрд, «Невское» — 8,5 млрд руб. (см. табл.).
Пиво — сезонный напиток
Тем не менее именно 2006 г. показал, что в России пиво — все-таки сезонный напиток. Небывало холодная зима почти на всей территории РФ очень негативно сказалась на динамике производства и потребления пива. В январе позапрошлого года падение производства по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. достигло 12,4%. Как отмечается в аналитическом обзоре Союза российских производителей пиво-безалкогольной продукции «Российский рынок пива-2006», подобного провала показателей отрасль не демонстрировала уже много лет.
Однако в феврале ситуация стабилизировалась и показатели выпуска продукции сравнялись с аналогичным периодом 2005 г. (см. граф. 1). Эксперты отмечают, что климатический фактор относится скорее к локальным факторам. То есть по большому счету сезонность не является значимым фактором, определяющим в целом динамику производства пива в течение года.
К определяющим факторам отрасли специалисты относят в первую очередь среднедушевой доход населения, соотношение цен на крепкий и слабый алкоголь, инфляцию, налоговую политику государства, а также валютное и таможенно-тарифное регулирование.
Несмотря на то что сезонность не относится к базовым факторам пивной промышленности, в России как стране с резко континентальным климатом сезонность продаж необходимо учитывать при определении стратегии и тактики компаний. Пик продаж пенного напитка у нас приходится на июль с последующим постепенным спадом вплоть до октября. Ноябрь и следующие зимние месяцы характеризуются неустойчивыми показателями, которые могут изменяться в зависимости от погоды или праздничных дней.
Эксперты отрасли отмечают, что разница производственных показателей в январе в сравнении с июлем варьируется в пределах 90—100%. А разница между июльскими и декабрьскими показателями уже существенно меньше и находится в пределах 50—70%. В итоге это создает положительный баланс в течение одного финансового года, связанный с ростом рынка в течение всего рассматриваемого периода.
По последним данным, необычайно теплый январь прошлого года дал также небывалый для зимы прирост в производстве пива. Таким образом, российский рынок слабоалкогольных напитков — в отличие от рынка западноевропейских стран — весьма чувствителен к погодным факторам.
К примеру, в Великобритании производство пива растет с января по май, а во II половине года производство остается стабильным. Такая цикличность объясняется не только климатическими факторами, но и культурными.
Пиво вместо водки?
В мировой практике одним из критериев развития пивоваренной отрасли является уровень потребления пива на душу населения. Россия в списке стран по показателям 2006 г. замыкает второй десяток. У нас выпивается в среднем 67 л пива на душу населения. Еще в 1990-х гг. потребление пива среднестатистическим россиянином составляло 14 л. Таким образом, налицо почти пятикратное увеличение продаж «жидкого хлеба». Для сравнения: в 2005 г. в Австрии на душу населения потреблялось 110 л пива, в Германии — 118 л, в Ирландии — 129 л, в Чешской Республике — 157 л (см. граф. 2).
Однако, несмотря на существенный рост потребления пива в РФ за период с конца 1990-х гг. и до начала 2000-х, уровень потребления крепких спиртных напитков не только не снизился, а, наоборот, приобрел устойчивую тенденцию к увеличению. Как утверждают эксперты, на сегодняшний день фактическое потребление водки и ликеро-водочных изделий составляет 6 л чистого спирта на душу населения.
При этом, по мнению специалистов, эта цифра с учетом теневого розничного оборота должна быть увеличена по меньшей мере на 30—40%, а некоторые эксперты называют даже 70%. Соответственно реальный уровень потребления крепких спиртных напитков у нас в стране в 3—4 раза выше, чем в европейских странах.
Сдвиги в лучшую сторону все же есть. Рост благосостояния наших граждан, «глобализация» повседневной жизни — в том смысле, что другие культурные традиции все больше россиян могут наблюдать не по телевизору, а «вживую», за рубежом, — это ведет и к изменению менталитета людей.
Итак, «светлое зажиточное настоящее», видимо, способно на место вульгарного пьянства поставить осмысленное наслаждение напитками с низким содержанием алкоголя. Как долго еще наша страна будет ассоциироваться у иностранцев в первую очередь с неумеренным потреблением водки? Возможно, со временем мы уступим эту сомнительную пальму первенства какому-нибудь другому государству. При этом не следует забывать и о предупреждении Минздрава, что «чрезмерное употребление пива опасно для здоровья».