Почему мы работаем сверхурочно?

| статьи | печать

В большинстве современных компаний работа после окончания трудового дня — это само собой разумеющееся явление. Очень часто неоплачиваемое. При этом работодатели поощряют трудоголизм, отождествляя это понятие с трудолюбием сотрудника, и устанавливают прямую зависимость с эффективностью его деятельности на благо компании.

 

К сожалению, специальных исследований, посвященных глубинному изучению сверхурочной работы, найти не удалось. Поэтому редакция «ЭЖ» провела свое собственное качественное исследование. В нем приняли участие жители 30 городов России (в том числе Москвы и Санкт-Петербурга) в возрасте от 18 до 65 лет. Все они заняты на предприятиях различной направленности деятельности и размера. Целью данного исследования было не только выявление причин и мотивов, которые заставляют людей оставаться на сверхурочную работу, но и выяснение отношения к переработкам вообще путем открытых вопросов.

Более 60% опрошенных «ЭЖ» людей работают свыше 40 часов в неделю. При этом 41% берут работу на дом и 81% когда-либо работали в выходные. Напомним, что по российскому законодательству максимальный разрешенный срок пребывания на работе (если это не прописано в контракте) — 40 часов в неделю. Все остальное — уже сверхурочная работа.

 

Много можно получить…

Надо сказать, что вопрос оплаты сверхурочной работы проходит лейтмотивом практически через все высказывания респондентов. Либо он говорится напрямую, либо подразумевается. Проблема действительно стоит очень остро, ведь только 26% опрошенных получают сверхурочные в полном объеме. Соответственно те, кто относится положительно к переработкам, обращают внимание на взаимно выгодные условия, по которым должна строиться работа («компании — польза, работнику — деньги»).

При этом данная работа не должна быть основана на принуждении. Впрочем, есть случаи, когда без переработок просто не обойтись. В частности, на этапе становления и оптимизации работы, если необходим высокий результат.

Однако, по мнению респондентов, переработка не только дает возможность повысить материальное благосостояние. Во-первых, она способствует ускоренному развитию в профессиональном плане, повышению опыта работы. Во-вторых, она дает право работнику решать личные вопросы в рабочее время, то есть он распоряжается своим временем по собственному усмотрению. Конечно, часто это не устраивает работодателя, но право такое есть. Ну и, наконец, сверхурочная работа может значительно упростить дела в дальнейшем.

 

Начальник тоже человек

Иногда сверхурочная работа может свидетельствовать и о том, что у компании увеличивается объем производства и заказов. А, как следствие, у фирмы больше клиентов, чем она рассчитывала. Такая весьма оригинальная интерпретация переработки исходит от самих работодателей (которые также принимали участие в исследовании). Многие руководители вообще считают сверхурочную работу особенностью ведения бизнеса. Причем себе работодатели послаблений также никаких не делают. Ведь руководитель порой не имеет возможности в отведенное время выполнить весь необходимый объем работы. Для повышения результативности и производительности он вынужден оставаться на сверхурочную работу.

Впрочем, есть среди них и «самодуры», которые отрицательно относятся к своим переработкам, но положительно к сверхурочной работе своих подчиненных. Это отмечал и ряд подчиненных, заявляя, что часто сверхурочная работа проходит в «добровольно-принудительном порядке», просто из-за прихоти начальства.

Таким образом, в компании выделяется два типа людей — менеджеры, которые следят за управлением бизнесом, и конкретные сотрудники, которые обязаны обеспечивать эффективность деятельности. Если руководство будет экономить на сотрудниках, заставляя их перерабатывать, то теряются качество и их заинтересованность в труде. В данном случае выгоднее нанять нового сотрудника. Что касается самих менеджеров, то их труд никогда не носит нормированного характера и от них самих зависит, сколько они должны работать и как.

 

Труба зовет!

Нацеленность на результат и на успех своей компании (как уже было сказано выше не из бескорыстных побуждений) также является одним из мотивов, заставляющих сотрудников работать сверхурочно. В данном случае приоритет отдается срокам и качеству работ, а оптимальная интенсивность у каждого своя. Сверхурочно остаются и те, кто считает своим долгом помочь компании справиться со сложной ситуацией. А некоторые (прежде всего люди с ненормированным рабочим днем) перерабатывают и потому, что от этого зависит их зарплата. То есть их заработок напрямую зависит от объемов прибыли компании. К ним же можно отнести тех, кого перерабатывать заставляет специфика работы (срочные заказы и т.п.).

Большое количество респондентов объясняли переработку объективной производственной необходимостью. Или, проще говоря, тем, что «надо» (аврал, срочные дела). То есть обычно все зависит от конкретной ситуации.

Не менее важна и репутация ответственного и надежного сотрудника, которую можно получить благодаря сверхурочной работе (надо отметить, что такая мотивация более характерна для тех, кто недавно пришел в компанию). Эти люди обычно задерживаются на работе без принуждения начальства. Но человек может перерабатывать и из-за своих личностных качеств (ответственность, обязательность, целенаправленность, пунктуальность), просто потому, что иначе не может. В данном случае мы имеем дело с чисто внутренней, психологической мотивацией.

 

Много можно потерять…

Отрицательные стороны сверхурочной работы с лихвой компенсируют положительные. Было отмечено, что работать сверхурочно нужно в меру и это не должно перерасти в привычку, поскольку постоянные переработки ведут к профессиональному выгоранию и жизненной дисгармонии. Во всем должны быть свои пределы, и работа не должна вторгаться в личное время. От этого страдает не только сам работник, но и его семья. Следовательно, должен быть отдых, чтобы увеличить производительность труда.

Для недопущения таких запущенных случаев, по мнению респондентов, необходимо четко разграничивать два пространства — рабочее и личное. Соответственно если работник не успевает выполнить все дела в рабочее время, значит, он не умеет правильно его планировать или он просто со всеми делами не справляется. Не справляться он может по двум причинам — либо его слишком нагрузили, либо он просто не в состоянии выполнять свои обязанности. То есть существует два выхода: первый — человека увольняют, второй — берут дополнительно в штат еще одного сотрудника. К сожалению, часто работодатель выбирает первый путь. К тому же у каждого начальника свое видение того, что человек должен успевать в течение дня.

Впрочем, сверхурочная работа может свидетельствовать об отсутствии опыта управления сотрудниками или об отсутствии грамотного планирования ресурсов, событий, то есть из-за ошибок работодателей. Плохой менеджмент (планирование и управление), плохая организация бизнес-процессов сказываются на сотрудниках среднего и нижнего звена, а в итоге на деятельности всей организации. Практика (тем более постоянная) сверхурочной работы говорит о неправильном планировании или недостаточности ресурсов (что также частный случай ошибок планирования).

Ну и, наконец, одна из основных проблем сверхурочной работы — это повальное несоблюдение Трудового кодекса и нежелание работодателя нормировать выполняемую работу и в рамках норм труда требовать ее выполнения.

Все, что находится за пределами законодательных норм, по меткому выражению одного из респондентов, свидетельствует о неумении выполнить работу вовремя либо о неумении отстоять свои права. Как уже было сказано вначале, немногим выплачивали сверхурочные в полном объеме. А из остальных лишь 21% требовал объяснений работодателя по поводу невыплаты или выплаты сверхурочных не в полном объеме. Большинство же, если и спрашивало, получали весьма пространные ответы («так надо», «сам виноват», «забыл»).

К сожалению, большинство работодателей легко нарушают ТК, зная, что сотрудник попадает в своеобразное «рабство». Риск увольнения довлеет над многими и ограничивает их возможности в справедливом требовании компенсации.

 

 

 

СЕРГЕЙ ХРАМОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ «СОЦПРОФ»:

 

— Вопрос о сверхурочных — это вопрос, по которому позиция свободного профсоюза не совпадает с позицией работников. Работник всегда готов работать сверхурочно ради получения дополнительных денег, профсоюз всегда против сверхурочной работы, поскольку это приводит к росту безработицы: два работника на полторы ставки — это один безработный. Кроме того, именно сверхурочные и переработка искажают статистику по средней зарплате как по отдельному предприятию, так и по региону. Статистические данные фактически представляют собой частное от деления сведений по НДФЛ на число работников, но не показатель средней зарплаты за единицу нормального рабочего времени.

 

ВЛАДИМИР ГИМПЕЛЬСОН, ДИРЕКТОР ЦЕНТРА ТРУДОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГУ — ВШЭ:

 

— Масштабы переработки в сегодняшней российской экономике значительны. Об этом говорят имеющиеся предварительные оценки. Это связано, во-первых, с самой структурой экономики и ростом спроса на труд, а во-вторых, с невозможностью обеспечить соблюдение законов об оплате сверхурочных.