Налогоплательщики для реализации своих прав, гарантированных им ст. 21 НК РФ, время от времени обращаются за письменными разъяснениями к главному финансовому ведомству, а Минфин РФ в рамках полномочий, предоставленных ему ст. 34.2 НК РФ, такие разъяснения дает. Правда, разъяснения Минфина далеко не всегда воспринимаются однозначно, да и само ведомство (как можно заключить из Письма Минфина РФ от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138) относится к ним без должного пиетета.
В настоящее время официальной позицией Минфина РФ по поводу ответов на вопросы налогоплательщиков можно считать следующую: подобные письма нормативного характера не имеют, а потому по аналогии применяться не могут. Однако, как бы то ни было, налоговые органы на местах письменными разъяснениями пользуются, а налогоплательщики примеряют мнение Минфина РФ к конкретной ситуации, возникшей в другом месте, в другое время и по другому поводу.
Но и в тех случаях, когда разъяснение касается только отдельного налогоплательщика, нередко возникают вопросы, в частности, о правомерности столь вольной трактовки норм законодательных и нормативных актов.
В Письме Минфина России от 13.11.2007 № 03-03-06/2/213 приводится ответ на вопрос, который сформулирован предельно четко: «Вправе ли организация отнести к расходам на рекламу при исчислении налога на прибыль расходы по изготовлению и монтажу объемных световых букв и иной световой и наружной рекламы стоимостью более 10 тыс. руб. и сроком службы более 12 мес., а также расходы по изготовлению и монтажу рекламных баннеров, постеров, перетяжек стоимостью более 10 тыс. руб. и сроком службы менее 12 мес.?»
Что касается второй части вопроса, ответ очевиден. Непонятно лишь, как подобный вопрос мог появиться. Определение основных средств, содержащееся в ст. 256 НК РФ, однозначно исключает подобные объекты из категории амортизируемого имущества.
А вот при ответе на первую часть вопроса Минфин проявил определенную изобретательность.
Вначале в Письме приводится несколько объемных и дословных цитат из НК РФ, на основании которых делается вывод: «...если имущество относится к амортизируемому имуществу, то организация относит к расходам на рекламу амортизационные отчисления, начисленные в соответствии с действующим порядком, если имущество к амортизируемому имуществу не относится, то учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в порядке, установленном п. 4 ст. 264 Кодекса».
Вместе с тем финансовым ведомством почему-то совершенно упущена из виду норма п. 2 ст. 253 НК РФ, которая однозначно определяет группы расходов, принимаемых к налоговому учету. При этом амортизация выделена в отдельную группу.
В состав же прочих расходов могут включаться расходы, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (то есть являются экономически обоснованными и документально подтвержденными) и не относятся ни к одной из других групп расходов.
Глава 25 НК РФ содержит два исключения из общего правила — ситуации, при которых начисленная амортизация отражается по другим группам расходов — при начислении амортизации объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ), и при начислении амортизации по объектам, переданным в аренду или лизинг (подп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ). В последнем случае амортизация учитывается в составе внереализационных расходов.
Таким образом, сделанный Минфином РФ в Письме от 13.11.2007 вывод, по существу, является расширительным толкованием требований налогового законодательства. Формально ухудшения для налогоплательщика при этом не происходит.
Однако здесь надо учитывать нормы ст. 318 НК РФ, в соответствии с которыми амортизация объектов основных средств, используемых при производстве товаров, работ или услуг, относится к категории прямых расходов (и, следовательно, подлежит распределению).
Строго говоря, рекламные расходы не являются расходами по производству товаров (но являются расходами, связанными с их реализацией). Поэтому формулировка, использованная в ст. 318 НК РФ, не обязывает налогоплательщика относить расходы, связанные с реализацией товаров, к категории прямых. С другой стороны, группировка расходов, установленная п. 1 ст. 253 НК РФ, объединяет производственные расходы и расходы, связанные с реализацией, в одну группу.
Налицо определенная законодательная коллизия, наиболее безопасной (с точки зрения вероятности возникновения разногласий с налоговыми органами) является организация налогового учета амортизации единым порядком — независимо от того, на каком этапе процесса производства и реализации товаров (работ, услуг) используется амортизируемое имущество.
Что касается расходов на рекламу, то они могут быть отнесены к соответствующему виду производимых товаров, а размер рекламных расходов достаточно тесно коррелирует с объемом продаж конкретных видов товаров, а значит и с объемами производства.
То есть экономически более правильным считается распределение начисленной амортизации порядком, установленным для прямых расходов. Скорее всего налоговые органы при проведении проверок в части проверки правильности списания прямых и косвенных расходов руководствуются схожей логикой.
Если же налогоплательщик, прочитав Письмо Минфина РФ от 13.11.07, будет относить амортизацию объектов основных средств, используемых для рекламы, в состав косвенных расходов, то вероятность возникновения налоговых споров будет весьма высокой. При этом ссылаться на разъяснения финансового ведомства, данные по другому поводу (хотя и в схожей ситуации) после Письма от 07.08.07 уже нельзя.
Кроме того, если руководствоваться логикой Минфина РФ, то такой же подход должен быть использован и при формировании других видов прочих расходов (осуществление которых связано с использованием объектов основных средств или иного амортизируемого имущества). Например, при формировании стоимости потерь от брака или при осуществлении представительских расходов. То, какие проблемы возникнут при организации и ведении налогового учета, трудно даже предположить.